Потребители 02.03.2018

В торговых сетях появится идеальный рыбный прилавок «Русская рыба»

Обновить торговое оборудование, внедрить стандарт качества, проводить экспертизу торговых рядов и декады «Русской рыбы» – такие меры будут предприняты для повышения потребления отечественной рыбной продукции. Росрыболовство совместно с ритейлом и отраслевыми объединениями начали работу над соглашением, которое нацелено на формирование нового имиджа российской рыбы и устойчивого спроса на отечественный продукт. На совещании у заместителя министра сельского хозяйства России-руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова намечены первые практические шаги по повышению качества и снижению цены на популярные товарные категории.

На встрече в Агентстве собрались представители основных торговых сетей, ВАРПЭ и Рыбного союза, Оптовых распределительных центров, компаний-импортеров, а также Российской системы качества (Роскачество). Участники обсудили вопросы стандартизации рыбной продукции, оценки рисков товаропроводящей цепи, создания холодной цепочки и современной инфраструктуры, формирования справедливой розничной цены, создания информационного поля для популяризации рыбной продукции, а также организации промомероприятий для роста потребления рыбы.

«Мы должны приступить к делу, нужны позитивные примеры, как сотрудничать напрямую, как организовать работу с рыбаками и как правильно продавать рыбу. Разговаривать все время о количестве посредников, которые накручивают цену и совсем небережно обращаются с товаром, уже наскучило», – констатировал Илья Шестаков.

Директор ВНИРО Кирилл Колончин озвучил основные проблемы в области обеспечения потребителя продукцией гарантированного качества. В лаборатории ВНИРО-ТЕСТ в 2017 году по заказу НП Росконтроль проведены исследования 60 образцов пищевой рыбной продукции. Образцы отобраны в торговой сети и поставлены в лабораторию в обезличенном виде без идентификации производителя. Из 60 представленных на исследование образцов 16 (27%) не соответствовали требованиям нормативной и технической документации. В прошлом году в лаборатории ВНИРО прошли тесты образцы икорной и рыбной продукции (всего 42 образца), изъятые Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства в ходе совместных мероприятий с МВД России. В результате установлено несоответствие 22 (52,4%) образцов требованиям СанПиН 2.3.2.1078 и Единым требованиям Таможенного союза по микробиологическим показателям (превышению общей микробной обсемененности, наличию бактерий группы кишечных палочек и превышение допустимого содержания дрожжей).

Например, из 20 образцов икры осетровых рыб 19 не соответствовали требованиям СанПиН по микробиологическим показателям и требованиям ГОСТ, 3 – оказались не осетровой икрой, а имитированной продукцией. Практически все образцы икры осетровых рыб не соответствовали требованиям по упаковке и маркировке, что свидетельствует об их кустарном производстве.

Лаборатория молекулярной генетики ВНИРО 10 лет назад первая в России начала заниматься проблемами фальсификации рыбной продукции. За последнее время исследовано 67 видов продукции, из них 20 не соответствовало заявленному виду, то есть около 30% образцов. Фальсификация осуществляется в основном путем подмены более дорого сырья на дешевое: кета заменяется горбушей, треска – минтаем, семга – форелью, форель – кетой, палтус – макрурусом, а вместо краба – его имитация.

При этом сегодня пищевая продукция в основном безопасна, главный вопрос – это качество, вкусовые и потребительские свойства. В технических регламентах понятие качества не определено, а ГОСТы с 2010 года носят только рекомендательный характер.

Обозначенную проблему поддержали все участники встречи. Они отметили, что не хватает мониторинга качества рыбной продукции, а тенденция сокращающихся доходов населения приводит к снижению объемов потребления рыбной продукции. «Ценник на рыбу стабилизировался в 2017 году. В этом году рост стоимости также не наблюдается, так как падает спрос. Для того чтобы сохранять объем реализации на внутреннем рынке, нужно менять соотношение цены и качества рыбы, иначе мы просто не сможем переключить потребителя на рыбную продукцию», – сказал заместитель генерального директора ФГУП «Нацрыбресурс» Сергей Сухов, который курирует центр мониторинга цен.

Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков предложил для обсуждения проблемных вопросов использовать площадку Кодекса добросовестных практик, а также работать одним фронтом в рамках проекта «Русская рыба», инициированного Росрыболовством.

«Кодекс сейчас трансформируется в 2.0: мы понимаем, что для его дальнейшей эффективной работы нужно переписать много пунктов, насытить его характеристиками качества продукции. У нас есть процедура обжалования и разрешения спорных ситуаций, но поскольку у нас нет никаких оценок по качеству, мы и споров никаких по качеству не можем обсуждать. Нам нужна помощь отраслевых институтов, Росрыболовства – необходима экспертиза рисков по всей товаропроводящей цепи. Мы пробовали это сделать с АКОРТ, но у нас не получилось», – отметил Сергей Гудов.

Представитель объединения констатировал, что за последние 2,5 года в части управления качества продукции сделаны значительные подвижки, в том числе благодаря работе отраслевой науки и Роскачеству. «Мы получили опыт: как выбирать продукцию, какой вид продукции выводить на веер, какие должны быть требования, стандарты с точки зрения оценки потребительских свойств этой продукции. С помощью методики, разработанной ВНИРО, в икре сейчас оценивается количество джуса. С учетом такого опыта мы предлагаем выбирать виды продукции для исследования российской системой качества, а в дальнейшем «Русской рыбой», с учетом мнения и рыбаков, и рыбопереработчиков, и ритейлеров. И разрабатывать для них стандарты», – предложил Сергей Гудков. На совещании в рамках Кодекса добросовестных практик предложено создать Кодекс контроля качества продукции, начать более системную работу по продвижению продукции.

Что касается борьбы с фальсификаций, производители и АКОРТ договорились, что 2018 год будет посвящен искоренению подмены наименований. Тем более что успехи уже есть: сыграли роль общественная пропаганда и подключившиеся силовые органы. Например, повторные исследования трески показали отсутствие фактов ее подмены.

Заместитель руководителя Российской системы качества Елена Саратцева отметила, что разработанные стандарты качества могут использовать любые заинтересованные контролирующие органы и организации, в том числе сами предприятия для самопроверок. При этом остается открытым вопрос внедрения методик стандартизации – необходимо внести их в перечень обязательных требований, закрепить в Госстандарте.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 Retail Group Станислав Наумов поблагодарил Росрыболовство за правильный вектор развития и выразил готовность конструктивно работать в русле общей программы продвижения отечественной рыбной продукции, которую реализует ведомство совместно с рыбаками. «За последние два года действительно проделана большая работа по налаживанию прямых контактов с рыбаками. Мы запустили восемь собственных торговых марок, работая напрямую с производителями, причем не обязательно крупными», – сказал представитель сети. Кроме того, по его словам, в Петропавловске-Камчатском 19 марта запланирован мастер-класс с рыбодобытчиками и переработчиками Дальнего Востока по организационным вопросам сотрудничества с торговым оператором.

Отмечая важность работы с рыбной продукций и внимание к отрасли руководства страны, ритейлер планирует запустить еще несколько проектов. В связке со строительством распределительного центра в одном из регионов ДВФО будет реализована идея запустить собственный брендированный рефрижераторный вагон – поставки предполагается осуществлять в ежедневном режиме в объемах, необходимых для оперативной оборачиваемости всей сети. Кроме того, планируется организовать во всех супермаркетах и гипермаркетах оператора декады русской рыбы в зависимости от сезона добычи. «Мы готовы в режиме отрытых данных представить вам всю цепочку ценообразования, на каждый квадратный метр, а также запустить акцию – «Рыба по 199 рублей». Сейчас мы продаем курицу за 199 рублей при ее закупочной цене в 200 рублей. Сделаем отдельную промовыкладку со знаком качества – это будет новый стандарт под знаком «Русская рыба», от которого все ценообразование будет идти дальше – и вверх, и вниз», – отметил Станислав Наумов.

Из среднесрочных идей, которые панируется реализовать в 2018 году, – создание цепочки холода, включив в инвестпрограмму модернизацию торгового и складского оборудования. «Давайте совместно сделаем идеальный рыбный прилавок, который будет стандартом», – сказал представитель сети.

В завершение встречи руководитель Росрыболовства предложил сосредоточиться на подготовке и заключении соглашения. «Мы хотим, чтобы это было не рамочное соглашение, а четко определяющее задачи и обязательства. Росрыболовство со своей стороны готово через ВНИРО обеспечить необходимый экспертный фронт работы: помочь с оценками рисков, экспертизой, проведением выборочных проверок. При условии, что вы, сети и производители, действительно будете реагировать и принимать меры. Отрадно слышать о намерениях по переоборудованию и контролю – это реальный шаг вперед. Его также нужно прописать в соглашении», – сказал Илья Шестаков.

По итогам встречи решено провести через две недели более узкое совещание, где рассмотреть ценообразование с точки зрения каждого участника процесса – ритейлера, переработчика и рыбодобытчика. «Предлагаю проанализировать цепочку по лососю и минтаю, обсудить, какую рыбную продукцию задействовать в акции «199 рублей». Абсолютно поддерживаем проведение декады русской рыбы, сейчас мы обсуждаем аналогичную идею с рестораторами. Самое главное – показать снижение цены и хорошее качество. Никого не обманывать, посмотреть логистику, отработать с Ассоциациями и напрямую привлекать рыбаков», – подытожил руководитель Росрыболовства.


Поделиться в социальных сетях: