Экономика 11.03.2019

Объем господдержки строительства средне- и малотоннажных рыбопромысловых судов может составить 1 млрд рублей в год

Механизм, предполагающий компенсацию затрат на строительство среднетоннажных и маломерных рыбопромысловых судов на российских верфях в размере до 30% стоимости проекта, планируется запустить с октября-ноября 2019 года.

Намерение обнародовано во Владивостоке на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам строительства судов рыбопромыслового флота, которое провел заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, где обсуждались перспективы использования господдержки с учетом особенностей Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

Аналогичные встречи с отраслевым сообществом уже прошли на Юге и Северо-Западе России. «Сейчас необходимо определить, какие именно новые суда нужны дальневосточным рыбакам – и по количеству, и по техническим характеристикам. Предстоит определить типы рыбопромысловых судов для включения в перечень объектов господдержки. Для повышения эффективности реализации программы Минпромторг рассматривает возможность приобретения нескольких проектов судов, чтобы планировать их серийное производство», – поделился Петр Савчук.

Начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Василий Нецветаев сообщил, что при строительстве одного рыбопромыслового судна субсидия может составлять до 70 млн рублей. «На этот год общий объем субсидии не очень большой – до 280 млн, но на следующий год его планируется увеличить до 500 млн, а в дальнейшем – до 1 млрд рублей в год», – пояснил он. Данная мера господдержки будет действовать ориентировочно в течение 5-6 лет.
Специалисты Росрыболовства и ФГУП «Нацрыбресурс» провели анализ состояния маломерного флота и экономические расчеты по строительству новых судов. С учетом предполагаемых мер поддержки, малый рыболовный сейнер на российских вервях обойдется до 300 млн рублей, срок окупаемости составит 11 лет, доходность инвестора – 9%. Для сокращения сроков окупаемости до 5-7 лет необходима оптимизация производства в процессе эксплуатации. В настоящее время средний возраст используемых малых рыболовных сейнеров превышает 30 лет.

По словам руководителя Тихоокеанского филиала ВНИРО (ТИНРО) Алексея Байталюка, в среднесрочной перспективе на Дальневосточном бассейне значительных колебаний запасов основных промысловых объектов – минтая, сельди, трески и лососей – не ожидается. Биомасса востребованных пелагических объектов сардины иваси и скумбрии будет расти и далее. «Даже во время зимней съемки в открытых водах Тихого океана мы обнаружили сардину и скумбрию. Это подтверждает наши прогнозы о росте их запасов, кроме того, улучшается ситуация с запасами сайры», – подчеркнул руководитель ТИНРО. Именно малочисленность флота – основная причина систематического недоосвоения ресурсов, поэтому строительство новых судов в этом отношении представляется исключительно перспективным.

На заседании представлены концептуальные проекты рыбопромысловых судов ведущих конструкторских бюро России, а также Норвегии и Исландии, в том числе КБ «Восток», Nautic Ehf, Skaginn3X, Skipskompetanse. Рыбаки проявили интерес к проекту модернизированного МРС-1338, представленного Судостроительным заводом им. Октябрьской революции, и исландскому проекту маломерного судна «Раптор».

Подводя итоги совещания, Петр Савчук отметил, что совместная работа по новой мере поддержки обновления российского рыбопромыслового флота продолжится. «Инструмент должен быть рабочим и востребованным. Поэтому ждем ваших предложений и замечаний», – резюмировал заместитель руководителя Росрыболовства.

В мероприятии принимали участие представители Минпромторга России, Минвостокразвития России, администраций дальневосточных регионов, рыбопромышленных и судостроительных предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, финансово-кредитных организаций и отраслевых ассоциаций.