Промышленность

Не взлетим — так поплаваем

О ситуации с рыболовным флотом

В Мурманске, в рамках федерального проекта «Русская рыба», прошел один из самых крупных международных форумов по судостроению «Флот для рыболовства — новый импульс развития». Ситуация с рыболовным флотом сейчас настолько аховая, что этот импульс должен быть материально осязаемым и составлять даже не 220 вольт, а намного больше. Текст: Антон Белых.

Свыше 90% кораблей — это суда старой, советской постройки, которые находятся в плачевном, предаварийном состоянии и не могут конкурировать с иностранными аналогами по эффективности самого лова и проведения рыбопереработки прямо на борту. Современные суда в России можно легко перечислить по пальцам обеих рук. Остальные годны только для вылова и отгрузки сырья. Это было нормально для прошлого столетия, но сейчас-то на дворе уже XXI век. Хоть утилизируй весь существующий флот — и создавай с нуля…

О желаниях и возможностях

Росрыболовство оценивает потребности рыбаков в новых судах в количестве 360 единиц. Из них 230 — это средне- и крупнотоннажные суда. Эти цифры определены на основе анализа заявок от рыбохозяйственных предприятий.

«Уже сейчас мы видим, что количество заявок превышает возможности отечественной
Судостроительной промышленности. Наша задача — создать такие условия, в которых рыбаки и судоверфи нашли бы общий язык. Необходимо соотнести возможности и графики строительства. У рыбаков должно быть преимущественное право при выполнении заказа, нельзя допустить, чтобы судостроители завышали цены и диктовали свои условия. А мы видим, что эта тенденция уже зарождается», — отметил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

Если в «Кавказской пленнице» совпадение желаний с возможностями было только юмористическим тостом, то сегодня в сфере судостроения это реальная проблема номер один, которую надо решать всем заинтересованным сторонам.

Большинство вопросов, связанных с обновлением флота в России, находится в ведении Минпромторга. Именно с этим ведомством Росрыболовству придется разработать «карту» размещения заказов с учетом реальных возможностей как судостроителей, так и самих рыбопромышленников.

Машина господдержки работала на малом ходу

Надо отдать должное экспертам Минпромторга: в своих докладах и презентациях они обрисовали объективную картину взаимоотношений между государством и судостроителями. В частности, федеральный закон о поддержке судостроения и судоходства, принятый в 2011 году, работает, мягко говоря, со скрипом, а некоторые его нормы на практике не реализуются вовсе. Например, положение о создании на базе верфей особых экономических зон с льготными налоговым и таможенным режимами. Есть моменты, которые реализованы лишь частично. К примеру, российские компании действительно получают субсидии для погашения процентов по кредитам, если они приобрели судно, построенное на российской верфи. Но при этом они должны платить налог в размере 20% от самой субсидии. То есть субсидия облагается налогом на прибыль, как и другие доходы, хотя это выглядит нелогичным даже для непрофессионала.

Минпромторг представил несколько инструментов для изменения ситуации. Это и новая форма специального инвестиционного контракта, и усовершенствованный механизм предоставления льготных займов Фондом развития промышленности, и различные методики лизинга.

Но наибольший интерес вызвала идея судового утилизационного гранта. Это что-то из серии обмена старого холодильника на новый со скидкой, которая уже включена в стоимость нового холодильника. Такой маркетинговый прием давно и успешно работает в розничной торговле бытовой техникой. Судовой утилизационный грант (СУГ) — это тоже скидка, которая составляет не менее 10% от стоимости нового судна при условии утилизации старого. То есть необязательно тайком топить утлую шхуну в океане, ее можно официально снять с учета и сдать государству на металлолом, после чего спокойно начать строить новый современный корабль. Как только построенное судно будет сдано в эксплуатацию, государство сразу же выплатит СУГ. По-другому никак. Если выплачивать грант просто за утилизацию, то не будет никакой гарантии, что этот грант будет инвестирован в судостроение. Но и 10% возврата — это тоже солидная сумма, на которую можно дооснастить судно, набрать команду и приступить к добыче уже во всеоружии. А заодно и посодействовать общей безопасности мореплавания, с выгодой избавившись от старого и с трудом плавающего актива.

Рыбаки понимают, что вкладывать придется

Рыбаки — люди бережливые, но отчетливо осознают, что пресловутый жареный петух хоть и сидит в воде, но клюнуть в корму может больно и уже совсем скоро. Как сообщил директор по корпоративным коммуникациям «Русской рыбопромышленной компании» Илья Власенко, уже через 5–7 лет крупнотоннажные рыболовные суда советской постройки начнут выбывать десятками, и их модернизация не решит всех вопросов, связанных с износом. РРПК уже прорабатывает вопрос строительства крупного траулера, адаптированного для условий работы в Дальневосточном бассейне. Его стоимость составит от 60 до 80 млн долларов, и исключительно своими силами построить такой гигант будет сложно. Поэтому РРПК, как и другие компании, рассчитывает на определенную поддержку со сторону государства. По мнению Ильи Власенко, ключевую роль в вопросах судостроения могли бы сыграть российские верфи, которые работают над заказами для ВМФ и нефтяников. Во всяком случае, они находятся в хорошем состоянии, прекрасно оснащены, обладают большим опытом, и им не потребуется много времени на реализацию таких проектов.

Банкирам тоже хочется в море

Когда отменят санкции, связанные с получением кредитов в западных банках, никто не знает. Нынешний курс валют — тоже штука непредсказуемая. Поэтому лучше занимать дома и рублях. Да, это дороговато, но по крайней мере надежно. Эту мысль и пытались развить в Мурманске представители банковской сферы. Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, равно и как лизинговые организации, с большим интересом относятся к судостроению. Конечно, ключевая ставка рефинансирования, утверждаемая Центробанком, не может сделать кредиты максимально дешевыми. Тем не менее, они доступны, их предоставление не зависит от изменчивой политической ситуации в мире, к тому же государство будет помогать хотя бы частично эти кредиты погашать. Нельзя сказать, что рыбаки моментально бросились в объятия к банкирам, к тому же деньги любят тишину. Но, по крайней мере, все крупные игроки рынка увидели и поняли, что им может принести подобное сотрудничество. А финансовая поддержка рыбодобытчикам действительно необходима.

На языке контрактов

Подписание контрактов на крупных форумах и выставках — это не только традиция, но и показатель успешности и статусности мероприятия. Отрадно, что в Мурманске люди стали переходить от слов к делу.
Архангельский траловый флот и Выборгский судостроительный завод заключили контракты, согласно которым для АТФ будут построены под ключ четыре средних траулера проекта ST 116 XL. Обязательным условием реализации договоренностей является вступление в силу механизма государственной поддержки в виде выделения под строительство судов инвестиционных квот.

Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана (АПРФХМ) и судостроительный завод «Вымпел» заключили Соглашение о взаимодействии по вопросам строительства рыбопромыслового флота для нужд предприятий — членов отраслевого объединения. В соответствии с Соглашением Ассоциация будет предоставлять верфи данные о предприятиях, входящих в ее состав, а также информацию, необходимую для подготовки технических предложений по строительству рыбопромысловых судов. Кроме того, отраслевое объединение планирует организовывать переговоры, совещания, конференции для
определения потребностей рыбопромышленников в судах, их технических характеристик, принимать участие в формировании технических заданий на проектирование и строительство, содействовать в заключении соглашений о взаимодействии и судостроительных контрактов между верфью и отдельными предприятиями. В свою очередь, судостроительное предприятие будет формировать технические предложения на строительство судов, проекты судостроительных контрактов с учетом рисков предприятий, а также обязуется проработать схемы финансирования строительства судов с учетом существующих программ государственной поддержки.

Без поддержки регионов флот не построишь

«В переносе промыслового судостроения на отечественную почву масса плюсов. Это и отсутствие у судовладельцев таможенных проблем, и возможность более плотного контакта заказчика с исполнителем, и, наконец, серьезный вклад в экономическую независимость России», — сказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун на судостроительном форуме.

На форуме Росрыболовство и администрация Мурманской области заключили Соглашение о сотрудничестве. Стороны планируют проводить взаимные консультации, рабочие встречи, семинары, конференции, «круглые столы», формировать постоянно действующие консультативно-экспертные группы для решения возникающих задач, разрабатывать и реализовывать меры, направленные на поддержку рыболовства, аквакультуры, производства рыбной продукции и продовольственного обеспечения населения, в том числе за счет развития прибрежного рыболовства. Марина Ковтун и Илья Шестаков сошлись во мнении, что Мурманская область обладает огромным потенциалом в области аквакультуры, в первую очередь — разведения лососевых.

«Разрабатываемые совместные программы имеют региональное и федеральное значение, так как достичь значимых результатов можно только с учетом специфики региона и благодаря оперативному регулированию на местах, что сделать только силами федеральных властей зачастую очень сложно», — прокомментировал Илья Шестаков подписание Соглашения с Мурманской областью.

Плотность идей на квадратный метр

Параллельно с форумом в Мурманске проходила традиционная международная выставка «Море. Ресурсы. Технологии», экспозиция которой оказалась небольшой по объему, но весьма насыщенной. В работе выставки приняли участие более 60 компаний из разных стран, в том числе Норвегии, Латвии, Испании, Хорватии, которые продемонстрировали разработки в сфере постройки, переоборудования, модернизации, реновации и комплексного ремонта судов, а также судового машиностроения.

Свою продукцию представили и производители всех видов орудий лова, канатов и такелажа, спецодежды. Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук отметил на церемонии открытия, что именно «инновационный подход может сделать отрасль более современной и технологичной, и организация таких эффективных площадок, где ведущие разработчики демонстрируют свои лучшие достижения, позволит участникам рынка интенсивно развиваться и добиваться новых побед».

Отметим еще одну положительную тенденцию. Если лет 10–15 назад на подобные выставки, как правило, привозили концепты и идеи в ожидании инвесторов для их реализации, то сейчас фактически все представленные разработки уже запущены в серийное производство.

Наш журнал тоже представлял на выставке сам себя, за что большое человеческое спасибо организаторам.

Печаль не утонула, но дала ощутимый крен

Было бы наивно предполагать, что по итогам мурманского форума все старые посудины по мановению волшебного якоря мирно улягутся на дно, а их место займут сверкающие новые сейнеры, производящие элитное филе и вкусные консервы из свежепойманной рыбы. Но поводы для оптимизма объективно есть, главный из которых заключается в понимании государством, регионами, рыбаками, судостроителями, банкирами важности проблемы обновления флота и желании что-то для этого делать самим. Всем понятно, что путь обновления долог и тернист, но любая дорога начинается с первого шага. В данном же случае эти шаги уже стали носить предметный и практический характер, так что есть надежда, что устаревшие суда скоро догонят историю, а новые придадут отрасли современный и респектабельный вид.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Промышленность | 18.06.2016