Специальный репортаж   №2 /май-июнь 2018/

Бегущие с корабля

Поговорку о крысах, бегущих с тонущего корабля, наверное, знает каждый, кто даже ни разу не выходил в море

Семь лет назад у нынешнего шеф-редактора «Русской рыбы» раздался необычный телефонный звонок. Звонил родственник не самого близкого приятеля, в общем, седьмая вода на киселе, но цель звонка была оригинальной.
— Извините, Вы своего кота в аренду не дадите на три месяца?
Кот действительно имелся, по кличке Арнольд. Помесь мейн-куна с сибирским. Известен был тем, что обладал хваткой бультерьера и чудовищной физической силой передних лап. В задних — ничего особенного, лапы как лапы, а передними он ради развлечения разрывал пополам любую живность, которая ему попадалась на дачном участке: мышей, лягушек, мелких птиц. При этом жертву он держал лапами на весу, а не прижимал к земле для упора, как это обычно делают хищники. Арнольд не был лишен мужского достоинства во всех смыслах, поэтому с соседскими котами, которым не повезло залезть на его территорию, разбирался как Майк Тайсон с соперниками в молодые годы. Мог и на средних размеров собаку броситься.
— Зачем Вам мой кот? Вы с ним вряд ли поладите.
— А нам и не нужно ладить. Мы через две недели выходим из Мурманска, идем за минтаем. Траулер у нас древний и на нем уйма крыс. Ничего поделать с ними не можем.
— В Мурманске своих котов нет что ли?
— Есть, но понимаете, двоих котов они уже сожрали, а у Вас, говорят, боец, что надо. Вы подумайте, мы Вам всей командой скинемся, да еще и рыбы дадим. Коробки две–три филе отборного. Хотите пять дадим?
Арнольд, присутствовавший при разговоре, недобро повел своими ушами с кисточками, как у рыси, и выразительно посмотрел на телефонную трубку. От предложения пришлось отказаться.
Текст: Сергей Сибиряк, Антон Белых

Для обычного городского жителя, который выходил в море только на прогулочном катере на каком-нибудь курорте, крысы воспринимаются из той же серии, что и тараканы. Ничего, кроме отвращения, они не вызывают. Иногда к отвращению еще примешивается и страх, поскольку все слышали о том, что крысы являются переносчиками инфекций. Но представьте, что Вы заперты с ними в огромной консервной банке, а деться некуда — кругом океан. Поэтому моряки, хоть всегда и недолюбливали своих вечных соседей за те проблемы, которые они наносили судовому провианту, но относились к ним с почтением, поскольку известно, что бывает, когда крысы бегут с корабля.

«На новых рыболовецких кораблях, которые поступают на флот в последние годы, крыс уже нет, — рассказал «Русской рыбе» капитан рыболовного судна «Мирах» компании «Мурмансельдь-2» Сергей Кузьминов. — Скорее всего, причина в том, что на них устанавливают мощные высокооборотные двигатели, которые создают такую вибрацию, которая очень не нравится грызунам. Для человека она незаметна. Кроме того, наука, наконец, разработала такие вещества, которые крысам явно приходятся не по вкусу.

В порту Мурманска есть специальный причал, куда отводят рыболовные суда и уже без команды обрабатывают их специальными химическими составами, проводя «дератизацию». В Норвегии мы также постоянно проходим санитарную обработку, на корабле берут пробы на наличие помета, — говорит Сергей Кузьминов. — Много всякой электроники, магнитных полей. Здесь теперь только люди и выживают. Кроме того, кормовой базы у крыс на современных кораблях практически не стало. Все сделано так, чтобы максимально утилизовать отходы и сохранять чистоту. В котах теперь необходимости нет, да и раньше это был не самый эффективный способ борьбы с крысами. Многих котов действительно съедали в трюмах вместе с шерстью ввиду значительного численного перевеса, в боях с крысами выживали единицы».

Капитан Кузьминов ходит в море на современном судне. Но значительная часть добывающего флота еще помнит советские времена. Поэтому и методы борьбы с крысами применяются еще тех времен. Требования ставить «крысоотбойники» на швартовые концы кораблей до сих пор сохраняется в портах, чтобы хвостатые не могли перелезть на корабль с пирса, а падали в воду. Хотя бывалые моряки рассказали, что крысы способны залезть на корабль и по якорной цепи, до которой легко добираются вплавь.

Вот эти приспособления в виде кружков и есть те самые «крысоотбойники». Польза от них есть, но если крыса захочет взойти на корабль, то она все равно это сделает.

Почему крыс так тянет в море? Кандидат биологических наук Валерий Голиков рассказал «Русской рыбе», что в России существует два основных вида крыс: черная или серая, которую еще называют пасюк. Так вот, на кораблях преобладают черные крысы, их примерно 75%.

«Корабельные популяции крыс гораздо более агрессивны, чем сухопутные, у них на порядок выше выживаемость, — подчеркнул Валерий Голиков. — Они вырастают в замкнутом пространстве и вынуждены постоянно сражаться за жизнь со своими же собратьями. Сухопутная крыса может убежать, а на судне бежать некуда. Кроме того, на корабле есть стабильная кормовая база, кстати, схожая с рационом питания человека, да и привыкли крысы селиться поближе к людям. Вот и тянет их в море, так что крысоотбойники отнюдь не являются стопроцентной защитой».

Как крысы появляются на только что построенном корабле — большая тайна. Но моряки говорят, что крысы заселяют судно еще в доке на стапелях. Происходит это в тот момент, когда назначается кок, и на камбуз доставляют первые продукты, чтобы кормить экипаж, занятый освоением нового оборудования. Все эти радостные для людей манипуляции никак не могут ускользнуть от крысы-разведчика. Она хоть и плохо видит, поскольку зрение у этих грызунов неважное, но чует все, что делается вокруг. Поскольку крыс издавна наделяли сверхъестественными способностями, то вполне возможно, что о постройке нового корабля они как-то узнают еще на стадии подписания инвестиционного контракта и отслеживают сроки сдачи объекта.

Камбуз — это мечта для любой крысы. Но бдительный кок так не считает, поэтому на камбузе с крысами воюют жестко. А вот в трюме до них добраться намного сложнее.

То, что крысы живут даже на подводных лодках, обозревателю «Русской рыбы» стало известно спустя месяц после начала службы в судоремонтном батальоне на Тихоокеанском флоте, которую он проходил еще в советское время, в конце 80-х годов. Както на лодку, мирно стоявшую на ремонте у пирса, доставили пару мешков с хлебом для обеспечивающей команды, а вахтенный матрос попросил постоять около них в отсеке, пока он найдет офицера. Для голодного «духа» это была хорошая возможность поесть свежего хлеба. В отсеке была лишь тусклая лампа на переборке. Самих крыс было не видно, они умело прятались на трубопроводах и за шпангоутами, но на бортах то и дело появлялись их огромные тени, которые явно хотели подобраться к мешкам. Так что пришлось одной рукой заталкивать в рот горбушку, а другой держать молоток, чтобы в случае чего все-таки отразить нападение. На подлодку крысе попасть еще проще, чем на большой надводный корабль: трап и концы у них гораздо короче. Кроме того, лодки обклеивались резиновыми листами для незаметности, а поскольку высота борта над водой небольшая, то крысы могли забираться на них даже с моря. А уж плавают они отменно.

Крысы не только отлично плавают, но и могут находиться под водой до трех минут. Выкинуть живую крысу за борт еще не означает, что вы от нее избавились навсегда.

Впрочем, как рассказывали подводники, все зависит от капитана. Если он захочет, то, в принципе, в небольшом замкнутом пространстве истребить всех грызунов можно и даже нужно. Но некоторые командиры, говорят, не хотели таких крайних мер. Плодиться и размножаться, конечно, не давали, но одно животное допускалось, причем, моряки их специально прикармливали, давали имена. Понять это можно: в длительном автономном походе хоть какое-то развлечение. Но на стоянке, а особенно при ремонте, поголовье крыс всегда непостижимым образом увеличивалось. Жили они в трюме, там один металл, да и вся проводка на подлодках упрятана в надежные металлические трубы, что необходимо при борьбе за живучесть. Так что вреда особо они нанести не могли. Хотя если кок зазевается, могли зубами вскрыть консервную банку очень быстро.

А вот на надводных кораблях жизнь для грызунов и для экипажей текла куда как веселее. Вспоминает Иван Фокин, ветеран еще советского военно-морского флота: «Крысиные истории были таким же атрибутом как анекдоты про старпома или неверную жену. В советские времена, вероятно, не было ни одного судна, на котором не было бы крыс. Рыбаки и моряки их отлавливали, сажали в клетки, дрессировали, устраивали крысиные бега. На флоте ходят легенды про 10 крысиных хвостов, которые нужно было предоставить капитану для того, чтобы «срочник» получил 10 дней отпуска. Иногда они увеличивались до 50 хвостов или уменьшались до 5 в зависимости от размера суда и числа обитателей трюмов».

Гигантская африканская сумчатая крыса, обитающая в Мозамбике, лучший миноискатель, когда-либо созданный природой или человеком. Это первые в мире специально обученные, сертифицированные крысы-миноискатели.

Несмотря на многочисленные байки и рассказы о том, что крысы могут есть рыбаков во сне, таких случаев за последние 100 лет официально зафиксировано не было. Блуждала по сети жуткая байка о том, как в 1902 году на Балтике латышская шхуна отправилась за килькой, боцман зачем-то полез в трюм с крысами, а через неделю там обнаружили лишь его скелет, но все это, скорее, фантазии. А вот примеров того, как крысы кусали моряков, существует довольно много, и далеко не все эти случаи проходили бесследно. Приходилось укушенных срочно эвакуировать вертолетом, чтобы на судне не началась эпидемия. В общем, крысы шутить не любят. Советская санитария, конечно, была беспощадна. Что только не делали, чтобы избавиться от этих грызунов: и травили ядом, и ставили ловушки, и окуривали, но ничего не помогало. Крысы погибали, но как феникс из пепла в скором времени возрождались вновь тут же в море.

На российском флоте, который только переживает этап обновления, крысиные истории явно не закончились. Конечно, когда-то в утиль будет списан последний советский теплоход или рыболовецкий траулер, и диких крыс не станет. Но почему-то кажется, что на флоте все равно будут держать ручных зверьков в клетках как талисман и как напоминание об ушедшей эпохе.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Специальный репортаж | 21.06.2018 №2 /май-июнь 2018/