Закон   №3 /июль-август 2018/

Позвольте пройти

Проблема прохождения Курильских проливов давно уже является головной болью для российских промысловиков

Проблема прохождения Курильских проливов давно уже является головной болью для российских промысловиков. Изменения законодательства о государственной границе, которые позволят российским рыбакам беспрепятственно проходить Первый и Второй Курильские проливы, чтобы сократить путь между районами промысла, недостаточно. Необходимо решить вопрос с приказом Минрыбхоза от 1986 года, который требует получения специального разрешения для прохода уже не по пограничным, а по экологическим причинам. Не занявшись параллельно этими вопросами, рыбаки рискуют не получить ожидаемого свободного прохода и снижения своих издержек, на что очень рассчитывают.
Текст: Сергей Сибиряк

Как известно, на себестоимость добычи рыбы наибольшее влияние имеет цена судового топлива. В цене килограмма добытой рыбы эта доля составляет 35–40%, и чем меньше рыболовное судно потратит топлива, тем дешевле для него обойдется улов. Уже долгое время дальневосточные рыбаки пытаются решить проблему прохождения Первого и Второго Курильских проливов, которые открывают им самую короткую дорогу из Берингового в Охотского море. Туда они вынуждены перемещаться вслед за косяками рыбы. Но рыболовные суда в том районе вынуждены дважды пересекать государственную границу, а после этого им требуется вернуться в порт. Поэтому суда идут Четвертым Курильским проливом в обход островов, а это 230 миль вместо 29. Чтобы пройти это расстояние, нужно около суток. Убытки для каждой из рыболовных компаний на сожженном топливе и потере времени промыслового времени составляют десятки миллионов рублей.

В пограничном и таможенном отношении вопрос уже близок к решению. В апреле 2017 года Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «О Государственной границе Российской Федерации», который предполагает уведомительный порядок следования по Курильским проливам. Сейчас законопроект готов ко второму чтению, и есть большая вероятность, что он будет окончательно принят уже в этом году, а начнет действовать в следующем на радость дальневосточным рыбакам.

Но, занимаясь решением сложных пограничных вопросов, все участники как-то упустили из виду, что даже в этом случае пройти по проливам не удастся. И помешают им в этом «Правила охраны и промысла морских млекопитающих», которые были утверждены приказом Минрыбхоза СССР № 349 от 30 июня 1986 года. Пункты 11 и 11.14 этих Правил устанавливают запрет на нахождение судов без разрешения органов рыбоохраны в 3-мильной прибрежной зоне у мыса Лопатка и в 3-мильной прибрежной зоне острова Шумшу. Эти запретные зоны полностью перекрывают акватории Первого и Второго Курильского проливов и делают невозможным свободный транзитный проход рыбопромысловых судов из районов Тихого океана в Охотское море и обратно. Получать разрешения нужно у Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства, а это отнимает много времени и невозможно в выходные и праздничные дни. Да и сама выдача разрешений возможна только при наличии неблагоприятных погодных условий, угрожающих жизни и здоровью экипажа и безопасности судна и мореплавания.

То есть, вполне может получиться так, что по невнимательности участников законодательного процесса придется брать еще дополнительное время, чтобы отменить старый приказ Минрыбхоза СССР. А это не так-то просто сделать как кажется. Причины различны, в том числе они носят и международный характер.

Впервые на это обратили внимание в межрегиональной Ассоциации «Ярусный промысел». Ассоциация еще в прошлом году направило соответствующее письмо в Росрыболовство и занялась работой по анализу сложившейся ситуации с охраной морских млекопитающих в этом районе.

Как замечает президент ассоциации «Ярусный промысел» Вячеслав Бычков, усложняют ситуацию требования США об охране морских животных. Американцы всех проинформировали, что запретят экспорт продукции на свою территорию для тех компаний, которые не докажут, что соблюдают в этом вопросе все международные нормы и во время своей рыбохозяйтвенной деятельности не наносят ущерб морским животным. Поэтому здесь не стоит делать слишком резких шагов, чтобы не ущемить свои же экономические интересы. Нужно грамотно предпринять все меры, чтобы соблюсти интересы экологов и не навлечь на себя обвинения в пренебрежительном отношении к морской фауне.

Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов как и сама система управления рыболовством продвинулись далеко вперед с 1986 года. Все рыболовные суда оснащены техническими средствами контроля, позволяющими в режиме реального времени фиксировать их местоположение, и современным технологическим оборудованием, с высокой степенью надежности предотвращающими загрязнение окружающей среды. Есть соответствующая Конвенция по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ-73/78, и все суда обязаны ей следовать.

По сути, существуют два режима, которые ставят в неравные экономические условия рыбопромысловые суда на Дальнем Востоке. Те, которые приписаны к порту Северо-Курильска, могут проходить по Второму Курильскому проливу по заявкам, выданным на целый год. Остальные вынуждены идти в обход, что обходится им в значительные дополнительные суммы. Но эта же ситуация позволяет наглядно убедиться в том, что Правила охраны млекопитающих сегодня реально устарели, и требуется их пересмотреть.

«Необходимо принять решение о том, как проходить эти проливы, и прописать их в Правилах рыболовства, — говорит Вячеслав Бычков. — Тем более, что ученые ФГБУ «КамчатНИРО» считают, что при определенных условиях проход судов не создаст беспокойства для моржей и других морских животных».

Потенциальная угроза может быть при одновременном сливе с судов в проливах нефтепродуктов и льяльных (содержащих нефтепродукты) вод, при авариях, а также при прямом воздействии на животных. В остальных случаях, если корабли будут проходить по центральной части пролива без проведения каких-либо перегрузочных, бункеровочных и внутрисудовых работ, без остановок, соблюдая определенные режимы, то воздействие на фауну будет минимальным.


Опубликовано в категории:

Закон | 22.08.2018 №3 /июль-август 2018/



Обсудить