Рыбное обозрение

Взгляд из-под воды

Как определить статус и миссию тех, кто занимается подводной охотой? Взгляд фридайверов

Подводная охота в Астраханском регионе давно уже стала модным трендом. Заниматься этим видом туризма можно фактически круглый год. В глубоководных ямах Ахтубы умельцы добывали и сомов весом под 60 кг. К услугам фридайверов множество рыболовно-охотничьих баз, где предоставляют самое разнообразное снаряжение и даже услуги профессиональных подводных егерей. К перспективам запрета подводной охоты здесь относятся довольно скептически, поскольку для настоящего фридайвера добыча сонной и беззащитной рыбы с фонарем в ночное время никакого интереса не представляет. Текст: Зоя Москворецкая.

«Безусловно, существуют любители легкой наживы, которые ныряют на зимовальных ямах, где крупной рыбы больше, чем воды, и где можно за пару часов набить килограмм 300–400, — говорит профессиональный подводный охотник Кирилл Проскуряков. — Подобные действия относятся к браконьерству, и, к сожалению, такие «рыболовы» бросают тень на все подводное движение России».

В стране подводной охотой на законных основаниях занимается порядка 60 тысяч человек, включая и тех, кто выбирается понырять один-два раза в год. В среднем профессионал способен добывать по 5 кг за один выезд на охоту. Это капля в море по сравнению с ущербом, наносимым рыбе в Волго-Каспийском бассейне. Причем речь именно о пойманной и брошенной рыбе, а не об уловах.

podvodnaya_11.jpg«В нашей стране официально разрешено ловить рыбу по билетам с помощью снасти под названием «секрет», — рассказывает Кирилл Проскуряков. — Это сеть, в которую рыба заходит, а выйти не может. Рыболовный билет выдается на одну лодку, в которой могут находиться один или два рыбака. В одной лодке 50–60 «секретов». Мы как-то взяли катер, проехали по Волге и спросили у 30 рыбаков-промысловиков, сколько они выбрасывают мелкой тухлой рыбы, которая застревает в «секрете». Ответ нас шокировал: выкидывают от одного до пяти килограммов мелкой рыбы из одного «секрета». Она просто идет на корм ракам. Перемножаем на количество сетей в одной лодке и на количество выданных рыболовных билетов. Получается, что все подводные охотники страны вылавливают меньше рыбы, чем ее гибнет в результате, казалось бы, вполне официального лова такими снастями».

По расчетам Кирилла Проскурякова, за год промысловой рыбалки на одной только Нижней Волге просто выбрасывается примерно 16 800 тонн рыбы. И это легальный ущерб. А ведь в водах Волго-Каспийского рыбохозяйственного бассейна в огромном количестве расставлены контрабандные лесочные сети китайского производства, которые можно купить на рынке за 100 рублей. Многие из них брошены: то ли хозяева забыли о них, то ли ленятся проверять, то ли боятся столкновений с представителями закона. И в каждой сети висят десятки килограмм тухлой рыбы.

Стоимость лицензий на подводную рыбалку должна варьироваться в зависимости от видов добываемой рыбы, ее количества и «низкого» или «высокого» сезона.

Фотографии и видео этих китайских сетей подводные охотники часто выкладывают в Интернет, а сами сети по возможности срезают и выкидывают на берег. Кстати, фридайверам нередко приходится и самим вступать в конфликт с браконьерами, которые часто недовольны тем, что кто-то помешал их легкой и незаконной добыче.

«Можно сказать, что больше всего подводные охотники досаждают именно владельцам подобных орудий массового уничтожения рыбы, а вовсе не самой рыбе, — считает Кирилл Проскуряков. — В сложившейся ситуации мы являемся одновременно и подводными санитарами, очищающими дно водоемов от сотен сетей, забитых погибшей рыбой».

Регулирование подводной охоты должно учитывать и экономические факторы. Приезжие туристы исправно пополняют региональные бюджеты, а непродуманные ограничения на подводную охоту могут привести к отказу от заранее приобретенных путевок. Рыболовные базы при этом окажутся на грани выживания и перестанут отчислять налоги в казну. В качестве регулирующей меры сами фридайверы предлагают организовывать «добровольные подводные патрули», а также выдавать охотникам дневные и недельные лицензии. Все это сильно упростит ситуацию.

podvodnaya_12.jpgСтоимость лицензий должна варьироваться в зависимости от видов добываемой рыбы, ее количества и «низкого» или «высокого» сезона. Практика с такими лицензиями уже принесла свои плоды на реках Кольского полуострова. Подводный же патруль должен иметь право на изъятие контрабандных нелегальных орудий лова. Для эффективной работы патруля нужно создать «горячую линию» для подводников, только что обнаруживших браконьерские сети.

Тогда подводная рыбалка станет еще более привлекательным видом активного и азартного отдыха. Ведь она требует отличной физической подготовки, выносливости, способности маневрировать, выдержки и быстрой реакции. Осторожный лещ не подплывет на расстояние выстрела, если почувствует опасность, а сома не добыть без натренированного дыхания и способности терпеливо исследовать свалы, уступы, затопленные коряги и глубокие ямы. И зацепиться ластами за браконьерский перемет в этот волнующий и напряженный момент будет ох как некстати.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Рыбное обозрение | 01.08.2016