Потребители   №4 /сентябрь-октябрь 2018/

Там, где цены не растут

Государственный магазин, торгующий без посредников по принципу: борт судна — прилавок магазина, – реальность

До Мурманского рыбного порта можно доехать на одном троллейбусе и сразу на восьми автобусах. Порт — это конечная, куда можно добраться из самых разных районов Мурманска. Здесь же, на улице с символическим названием «Траловая», открылся новый магазин «Портовый», очередной рыбный маркет, где фактически нет торгово-посреднических наценок на рыбу. Ее привозят сюда свежей, прямо из моря, охлажденной, или однократно замороженной, но без всякой дефростации, и сразу же продают.
Текст: Антон Белых

Казалось бы, что здесь такого? Ежегодно в России открываются сотни магазинов, торгующих рыбой. Но «Портовый» — это особый случай. Фактически это создаваемая государственная сеть рыбных магазинов, которая демонстрирует новые подходы к продажам рыбы и морепродуктов. Магазин в Мурманске не первый, аналогичный уже работает с декабря 2017 года в Калининграде, аналогичные «Портовые» могут появиться на Сахалине, во Владивостоке и в других городах Дальнего Востока. Первые шаги уже доказывают, что рыба в магазине может быть свежей и дешевой. Во всяком случае, такую задачу ставили во ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», которое находится в ведении Росрыболовства. «Нацрыбресурс» обладает собственным флотом и другими материальными активами, позволяющими максимально удешевить путь рыбы от моря до прилавка. В планах — охватить сетью все крупные приморские города России.

«Уверен, что этот магазин всегда будет востребован и полон покупателей. Но он еще и призван показать всем как надо торговать, и по каким ценам. Открытие этого магазина обязательно положительно скажется на уровне цен на рыбу в других рыбных магазинах», — подчеркнул на церемонии открытия первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, который также поблагодарил Росрыболовство и Нацрыбресурс за решение об открытии такого рода магазинов в самых главных рыбных центрах страны.

Принцип работы основан на алгоритме «борт судна — покупатель»: рыбная продукция поступает от рыбопромысловых предприятий и, минуя посредников, продается с минимальной наценкой. Кроме того, в случае необходимости, государство может регулировать в таком магазине цены, и во главу угла здесь будет ставиться не размер маржи, а доступность продукции для людей.

Руководитель компании «Нацрыбторг», которая является оператором магазина «Портовый», Ирина Станкова отметила, что холодильные складские мощности магазина загружены полностью. «Мы сможем удержать ассортимент на заявленном уровне, и в цене, и в качестве», — сказала она. Объемы продаж в первый же день подтвердили востребованность этого проекта.

Конечно, звонить в колокол победы еще рановато. Даже в Мурманске далеко не каждый может постоянно ездить в порт за рыбой, хоть туда и ходят 8 автобусов. Фактор шаговой доступности еще никто не отменял, большинство мурманчан или калининградцев будут отовариваться возле дома или по пути с работы. Но само наличие такого магазина, по крайней мере, опровергает убийственный парадокс, когда в приморском городе, который живет добычей рыбы, цены в магазинах на нее такие же, как в Москве. Ну или почти такие же. В «Портовом» цены в среднем на 20% дешевле, а в период сезонных путин они будут и еще ниже, то есть минтай по 90–100 рублей за кило может стать реальностью, дешевле бройлерных куриных окорочков.

На открытии люди охотно покупали треску, сельдь, палтуса, форель и первым делом сравнивали цены. Сельдь за 145 рублей вызвала приятное удивление, в других магазинах города она в это время стоила свыше 200 рублей. Охлажденная треска за 229 рублей оказалась вполне доступна даже людям пенсионного возраста. В среднем по Мурманску она стоит от 260, но для многих пенсионеров и 30–40 рублей имеют значение.

В самом деле, должны же у жителей городов на побережье быть какие-то географические преференции. Никто же не удивляется, что жители Краснодарского Края в сезон могут покупать свежие персики по 60 рублей и черешню за 70. Это нормально, и все к этому исторически привыкли. А вот привыкнуть к насыщению внутреннего рыбного рынка по остаточному принципу было сложно, даже мэр Мурманска Дмитрий Филиппов признал, что«ситуация, когда жители Мурманска вынуждены покупать рыбу по высокой цене — абсурдна». Открытие же«Портового» показало, что розничные цены в принципе можно отправить отдохнуть в депо вместе с автобусом 11-го или 19-го маршрутов.

Понятно, что в Москве такой фокус провернуть не удастся, во всяком случае, с доставкой свежей рыбы эконом-класса. Самолет— не самый дешевый вид транспорта. Но и здесь есть возможности для оптимизации ползучего роста цены. «Нацрыбресурс» уже заявлял о создании собственного оператора перевозок, который сможет перевозить рыбу в центр страны существенно дешевле,чем существующие железнодорожные компании.

Означает ли это, что государство включается в конкурентную борьбу на внутреннем рыбном рынке? И да, и нет. Рыбная отрасль— это по-прежнему частный бизнес, который государство только регулирует в правовом поле. Даже если «Портовых» в стране будет 10, 20 и 30 магазинов, все равно это будет составлять десятые и сотые доли процента от общего объема продаваемой в стране рыбы и морепродуктов. С другой стороны, создание «Портовых» — это демонстрация даже не государственных, а просто возможностей для нормальной конкуренции внутри отрасли. Некий маяк, который сигнализирует: «Смотрите, а ведь можно продавать и так».Учитывая, что далеко не все в отрасли адекватно и позитивно воспринимают даже потенциальную конкуренцию, это призыв, скорее к ментальным изменениям: к минимизации количества посредников, к новым и современным способам онлайн-торговли, к цивилизованной борьбе за российского потребителя, за высокое качество продукции для внутреннего рынка.

Кстати, в отличие от метро, где можно заплатить один раз и ездить хоть сутки, в автобусе положено на конечной остановке каждый раз оплачивать проезд, и не факт, что пассажиру достанется то же самое кресло «по историческому принципу».


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Потребители | 02.10.2018 №4 /сентябрь-октябрь 2018/