Потребители   №3 /июль-август 2019/

По ту сторону прилавка

Открываем свое дело в рыбной отрасли с инвестициями не больше 1 млн рублей.

Можно долго дискутировать, спорить и выражать недовольство существующим положением дел в рыбной торговле, чем и занимаются многочисленные диванные критики. А можно и самому попробовать открыть свое дело в рыбной отрасли. «Русская рыба» попросила своего эксперта, директора по развитию сети рыбных супермаркетов «Рыбсеть» Полину Кирову подобрать варианты рыбного стартапа с условием, что начальная сумма инвестиций не должна превышать 1 млн рублей.
Текст: Полина Кирова

Если посмотреть на рыбную отрасль со стороны, то она покажется довольно закрытой и не слишком презентабельной. Считается, что в нее сложно войти и еще сложнее найти свою нишу, поэтому и желающих внедриться относительно немного. Особенно если сравнивать с цветочным, кондитерским или хлебопекарным бизнесом. Действительно, при бюджете до 1 млн рублей невозможно задумываться о собственной рыбодобыче, перерабатывающем заводе или солидной аквакультурной ферме. Вместе с тем именно слабая насыщенность рынка и представляет особый интерес для желающих начать малый бизнес в рыбной отрасли. Есть шанс вырасти из одного рыбного магазина в сеть и даже открыть, например, мини-производство. Вот пять форматов стартапов, которые могут, что называется, «выстрелить» и развиться уже в более крупную рыбопромышленную или ретейловую структуру.

Заходим в лавку

Старинное русское слово «лавка» сегодня снова в тренде, поэтому назовем этот формат именно так, хотя лавка — это обычный небольшой магазинчик или отдел площадью от 20 до 40 м2. Лавку можно открыть как полностью автономную, так и в виде рыбного супермаркета по франшизе, что существенно упростит задачи по выбору бизнес-модели, закупкам, юридической и бухгалтерской поддержке. Но выбор в любом случае за вами. Для открытия лавки, включая стартовую закупку продукции, вам вполне хватит 1 млн рублей. Средний срок открытия одного магазина по франшизе без учета времени на подбор помещения — от трех до пяти недель, но при самостоятельном старте, конечно, дольше. Тем не менее примерно через два месяца после того, как вы прочитаете этот текст, вы уже можете стать настоящим рыбным бизнесменом. Но для успеха одних инвестиций будет маловато, потребуется огромное терпение и желание учиться. Нужно знать, как различать рыбу, хранить ее, выкладывать, готовить и преподносить покупателю.

Важный нюанс: рыбный ретейл очень зависит от сезонности, соответственно, в зависимости от времени года ассортимент вашей лавки или рыбного супермаркета будет меняться примерно на 30–40 %. С одной стороны, это возможность почти всегда радовать покупателей чем-то новеньким. С другой, если они люди консервативные и привыкли брать одни и те же товарные позиции, то вам придется объяснять, почему в начале мая не подвезли свежую нерку.

Преимущества рыбного магазина в уникальности продукта, в тренде на здоровое питание и в возможности оценить качество товара, что практически нереализуемо при онлайн-торговле. Российский покупатель очень любит рассматривать продукт, брать его в руки, крутить, вертеть. Это придает ему психологическую уверенность, а его выбору — определенную осознанность. Этим во многом и объясняется тенденция последних лет производить рыбную продукцию в прозрачной упаковке. Еще один важный фактор успеха — это правильная локация. Если место для магазина выбрано удачно, а арендная ставка адекватна, то ваша лавка сможет эффективно работать круглый год.

Правильная локация — это примерно 30–35 % успеха всей розничной торговли, а не только рыбной.

Коптим сами

Если душа лежит не к торговле, а к производству, всегда есть возможность поставить маленькую коптильню, например, даже в рамках существующего пищевого производства или арендной торговой точки во фреш-маркете. Это занятие подойдет тем, кто любит все делать своими руками и не жалеет на это времени. Зачастую это небольшие печи, которые ставят в рыбных (и не только) торговых точках и коптят прямо на месте. Главное — вентиляция помещения, соблюдение всех норм и выделенное электричество. Минусы: очень маленький объем готовой продукции, короткий срок ее хранения и документооборот, который мало чем отличается от такового в полноценном торговом отделе в случае нахождения на торговом объекте. Маржинальность такого проекта будет невысока, хотя и инвестиции не превысят 200-300 тысяч рублей для самого упрощенного варианта. Поэтому придется осваивать и маркетинг.

К примеру, перебить по розничной цене скумбрию заводского копчения вам вряд ли удастся. Стоит она на полке от 450 руб/кг. Сырье, то есть замороженную скумбрию в тушках, вы купите примерно за 150–200 руб/кг. Ваш заработок будет зависеть от затрат на саму коптильню и расходные материалы, от процента выхода готовой продукции при копчении, размеров и вместимости вашей коптильни. Чтобы продать дороже, придется делать упор на экологичность и естественный способ копчения. На заводах чаще всего применяют «жидкий дым» и красители для усиления цвета, а у вас скумбрия будет коптиться на натуральной ольховой, яблоневой или вишневой щепе. Своими руками рыбу можно также солить — ту же сельдь, например, или сиговых. Ручная засолка ценится очень высоко, так что цену можно сделать и выше, чем в крупных сетях. Но тогда необходимо уже более полноразмерное производство, к которому применяются свои нормы, а также ветеринария и документация. Скажем, этот вариант уже не такой мелкокалиберный, как просто поставить коптильную печь вдобавок к существующему магазину.

Если основу вашей клиентской базы составляют друзья, коллеги и родственники, которые делают ставку на здоровое питание, то шанс на успех будет.

Просим к столу

Рыбное кафе — это достаточно сложная история с не очень высокой маржинальностью. Вомногом поэтому специализированных и недорогих рыбных заведений в России довольно мало. Рыбные рестораны и ресторанчики функционируют главным образом в премиум-сегменте, а в «экономе» владельцы кафе, как правильно, ограничиваются лишь небольшим рыбным разделом в общем меню или отдельными блюдами.

Рыбное кафе требует существенных расходов, которые могут выйти далеко за рамки 1 млн рублей. Помимо аренды помещения, площадь которого вместе с кухней, складом и подсобкой составит не менее 80–100 м2, потребуются затраты на персонал, мебель, кухонное оборудование и посуду. Кроме рыбы придется закупать и другие продукты, которые повысят маржинальность: как минимум хлеб, картофель, макароны и напитки. Да и саму рыбу закупать будет не так-то просто: партии могут быть слишком мелкими для опта, соответственно, надо будет искать партнеров, с кем можно будет закупаться в складчину, чтобы сэкономить.

Конечно, можно сэкономить на аренде и приобрести фиш-трак, это сработает на долгосрочную перспективу, но такие мобильные кафе на колесах сами по себе стоят порядка 2 млн рублей. Можно взять маленькую площадь в торговом центре или в стрит-ретейле, что обойдется примерно от 150 тыс. руб. в месяц плюс оснащение и зарплата сотрудников. Но в любом случае, пока в обществе не будет создан устойчивый тренд на простое и здоровое рыбное питание, формат рыбных кафе будет нести в себе высокие бизнес-риски. Хотя есть и отдельные удачные примеры функционирования подобных точек общепита.

Поставки рыбы в ресторан должны быть некрупными, но частыми, а это приводит к определенной зависимости от поставщиков.

Плывем в онлайне

Это популярный тренд последних пяти-семи лет. К примеру, еще в нулевых годах в Москве работало всего три интернет-магазина по продаже лососевой икры, а сейчас их уже несколько десятков. Учитывая то, что в обществе сформировалась внушительная потребительская прослойка, которая привыкла заказывать продукты на дом, перспективы у такого формата неплохие. Хотя и затраты тоже ощутимы. Помимо производства интернет-сайта, необходимо озаботиться складскими помещениями с соблюдением температурных норм, площадями для фасовки, упаковки и сборки заказов, а также логистикой. Конечно, сейчас необязательно нанимать персональных курьеров, когда можно обратиться в службу доставки. Но опять же, если вы летом отгрузите заказ с мороженой рыбой утром, то к вечеру вашему покупателю могут привезти уже не филе, а размякшую рыбную кашу. А всего несколько негативных отзывов в Сети создадут вам убийственную репутацию для бизнеса, и как минимум придется менять бренд и делать новый сайт, если вы захотите начать все заново. Из выигрышных моментов онлайна следует отметить четкое потребительское таргетирование. Если у вас есть хорошие каналы поставок сиговых из Западной Сибири, то вы можете «заточить» под это свою контекстную рекламу в Интернете. И тогда на сайт вашего интернет-магазина будут заходить любители муксуна, нельмы, чира и прочих вкусных обитателей сибирских рек. В офлайне же вам будет крайне сложно продать муксуна покупателю, который пришел за селедкой. В любом случае инвестиции в работающий интернет-магазин начинаются с 600–800 тысяч рублей, а дальше все уже зависит от вашего умения плавать в море Интернета.

Кулинарный гуру

Есть большая прослойка людей, которые являются прирожденными поварами, но не горят желанием открывать свое заведение общественного питания. Они могут попробовать реализовать свои таланты в таком формате, как кулинарные мастер-классы по приготовлению рыбы и морепродуктов. Затраты здесь невелики. Потребуется аренда кухни-студии на три часа плюс закупка продуктов. На все уйдет не больше 10-15 тысяч рублей. Может показаться удивительным, но клиентская база у такого бизнеса может быть очень большая. Несмотря на обилие в Интернете видеорецептов и пошаговых инструкций с фотографиями, как приготовить ту или иную рыбу, далеко не все хозяйки ими пользуются. У телевизора или компьютера ведь не переспросишь и не уточнишь. Например, во сколько слоев фольги надо заворачивать кефаль, или что означает фраза в рецепте «нарезать картофель мелкими кубиками». Понятия «крупный», «мелкий», «немного», «по вкусу» могут иметь весьма вольную трактовку. Кроме того, многим хозяйкам зачастую просто хочется вырваться из четырех стен домашней кухни, а такой мастер-класс для них — это практически светское мероприятие, где можно пообщаться и получить полезные практические навыки.

Поэтому в соцсетях можно без проблем набрать необходимое количество слушателей. Поначалу, конечно, доходы будут лишь покрывать расходы на продукты и аренду студии, но если вы получите восторженные отзывы, то узнаваемость будет расти и на ваши мастер-классы появится очередь. В Москве стоимость разового посещения кулинарного мастер-класса колеблется от 2 000 до 5 000 рублей. Зачастую в эту сумму входит и бесплатный обед или ужин из только что приготовленных блюд. Эффективно работает система традиционных скидок из серии «приведи друга» или «каждый четвертый мастер-класс — бесплатно».

Со временем вы сможете задуматься и о расширении спектра услуг. Например, предложить клиентам такую опцию, как совместный поход на рынок с целью обучения грамотному выбору рыбы, икры и морепродуктов. Можно быть поваром экстра-класса, но если изначально вы готовите блюдо из дефростированной трески, то вкусным оно вряд ли получится. Кроме того, умение различать и выбирать рыбу может снизить расходы примерно на 20–25 %.

Все перечисленные форматы со стартовым капиталом до 1 млн рублей имеют право на жизнь, и примеров их успешной реализации на практике гораздо больше, чем неудачных попыток. Главное — это хотеть работать, иметь терпение, любить свой продукт и уважать своего покупателя.

Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Потребители | 24.10.2019 №3 /июль-август 2019/