Специальный репортаж

Тюлени съели латвийскую треску

Они приспособились поедать треску прямо из рыболовных сетей, портя до 70–80% улова

В Латвии стало довольно проблематично купить балтийскую треску, хотя у страны есть солидный, по местным меркам, рыбодобывающий флот, который ранее исправно поставлял на берег эту очень вкусную и полезную рыбу. Виноваты оказались тюлени, которые приспособились поедать треску прямо из рыболовных сетей. Текст: Сергей Плетнев.

В отличие от неторопливых жителей республики, балтийский тюлень — довольно шустрое создание, а по уровню интеллекта приближается к собаке. Далеко не глупые животные сообразили, что не стоит гоняться за рыбой в море, а гораздо лучше искать треску там, где ее концентрация на квадратный метр максимальна, то есть в рыболовных сетях. Тюлени оперативно съедают внутренности и мясо, оставляя рыбакам только кости и хребет. Порой тюлени портят до 70–80% улова, рассказал латвийским СМИ директор Рыбопромышленного департамента Министерства земледелия Латвии Нормунд Риекстиньш.

Битва латвийских рыбопромышленников с тюленями идет уже несколько лет, и люди в ней безнадежно проигрывают. Раньше, лет 30–40 назад, тюленей у берегов Латвии было около двух тысяч, и рыбаки как-то могли на равных конкурировать с ними за треску. Но животные были занесены в Красную книгу всех балтийских государств, и с тех пор их количество, говорят, уже превышает 30 тысяч. С точки зрения защиты окружающей среды это, конечно, отрадно. Но каждый тюлень ест 10–12 килограммов рыбы в день и, как оказалось, ловит ее лучше и «рентабельнее», чем весь латвийский флот. Более того, животные любят рыбу небольшого размера — порядка 30 сантиметров, поэтому треска в Балтийском море вдруг стала катастрофически мельчать. Она не успевает вырасти, а рыбоперерабатывающей промышленности Латвии нужно, чтобы рыба была длиннее 35 сантиметров. Это уже редкость…

Но это еще не все неприятности. Так как «тюлений фактор» не дает возможности определить биомассу балтийской трески, в действие вступает закон Европейского союза, гласящий, что в этом случае квоты на вылов автоматически снижаются на 20%. При этом латвийских рыбаков еще и обвиняют в подрыве экологии, хотя они, по сути, ни в чем не виноваты.

Тюлени любят рыбу относительно небольшого размера — порядка 30 сантиметров, поэтому треска в Балтийском море вдруг стала катастрофически мельчать.

Так, Морской попечительский совет (MSC) приостановил действие сертификатов предприятий, ведущих промысел восточно-балтийской трески. Добытая с начала этого года рыба больше не может носить специальную синюю экомаркировку MSC. Инспекторы сочли, что «данных по оценке запаса восточно-балтийской трески в 2015 г. недостаточно для предоставления рекомендаций по состоянию популяции и биологических индикаторов управления промыслом, необходимых для рационального долгосрочного ведения рыболовства». «Стандарт MSC для рыбопромысловых компаний является общепризнанным как наиболее авторитетный и обоснованный показатель экологической ответственности рыболовных предприятий. Для прохождения сертификации рыбопромысловые компании должны продемонстрировать, что их деятельность не приводит к снижению популяции рыб», — отметила руководитель программы MSC в Скандинавско-Балтийском регионе Мина Эппс. А как тут продемонстрируешь, если факты налицо: рыба мельчает, объем ее вылова снижается? Поди докажи европейским бюрократам, что это не латыши выловили всю треску, а тюлени! Убивать тюленей и даже как-то их отпугивать нельзя: с экологией в Европе не шутят, за это можно угодить под суд. Выход один — рыбаки постараются доказать Еврокомиссии, что тюленей в Балтийском море уже развелось «как собак» и с ними не надо церемониться. Вот только успеют ли? Ведь сокращение квот вылова на 20% — это сокращение не такого уж большого рыболовного флота республики на пять судов, которые предстоит порезать на металлолом, выплатив их владельцам компенсации. Все это оценивается в 1,9 млн евро. Да и в целом Еврокомиссия прозрачно намекает латышам, что им бы лучше поучаствовать в программе «Прекращение рыбного промысла» ради сохранения экологии Балтийского моря. Часть расходов при этом Европа честно готова взять на себя. Случись это, можно будет точно сказать, что балтийские тюлени победили рыбаков.

С наших прилавков уже исчезли ранее знаменитые латвийские шпроты, ненужные и в Европе. Глядишь, скоро и о рыбной отрасли в Латвии придется забыть. Но таков уж был их европейский выбор.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Специальный репортаж | 02.08.2016