Образование   №3 /июль-август 2019/

Дон-2 телевизор скуки

Почему тянет в сон от программ про рыбалку?

Так уж получилось, что у большинства сотрудников редакции «Русской рыбы» есть богатое телевизионное прошлое. Многим приходилось трудиться на федеральных телеканалах и, соответственно, профессионально разбираться в телевизионной кухне. Поэтому когда разговор зашел о телепрограммах о рыбалке, которых развелось сейчас как карасей в пруду, почти каждый высказал одну и ту же точку зрения. Увы, не самую приятную для отечественного рыболовного телепродакшена, а именно: по качеству подобного контента мы очень сильно отстаем от западных конкурентов.
Текст: Ксения Витвицкая

Главное отличие состоит в том, что российские программы делают профессиональные рыбаки, а европейские и американские — профессиональные телевизионщики. Соответственно, и бюджеты на производство таких программ отличаются в разы. Западные телепередачи о ловле поражают своей динамикой. Не успеешь включить — уже один ведущий упал за борт катера на полном ходу, второй, согнув спиннинг пополам, тянет какого-то адского зверя со дна реки, а третьего доедает акула. Утрируем, конечно, но суть понятна. Такую программу наверняка не захочется сразу переключить.

Взять хотя бы сериал про речных монстров. После его просмотра хочется то ли успокоительное выпить, чтобы уснуть ночью после увиденного, то ли пойти учиться на ихтиолога, чтобы понять, откуда вообще такие экземпляры на планете взялись. В общем, просто находиться рядом с водоемом, где эти монстры живут, — уже требует смелости. А уж ловить их, держать потом в руках, показывая в разных ракурсах, — это мастерство, вызывающее только профессиональное уважение. Экстрим. Опасность. Мужество. Вот на что делают ставку западные продюсеры. Понятно, что и техническое вооружение зарубежных съемочных групп на порядок лучше. Там почти всегда ведутся и подводные съемки, и коптеры задействованы, и экшен-камеры, и еще много разных технических штук, которые создают у зрителя эффект присутствия. Отечественные передачи и целые тематические каналы этим похвастаться не могут.

Наше рыболовное ТВ — это камерный театр, в котором режиссеры зачастую сами не знают, чем закончится очередной спектакль, а зрители рискуют уснуть задолго до рекламного антракта. Нам удалось честно посмотреть восемь разных отечественных телепередач о рыбалке. Специально не приводим их названий из профессиональной солидарности. Люди снимают их так, как умеют, на скромные бюджеты, перепадающие в виде спонсорства от производителей снастей и аксессуаров для рыбной ловли, которые им еще приходится рекламировать в формате «продакт-плейсмента», давая крупные планы брендов на рыбацких палатках или на собственной одежде. Тем более что все российские программы похожи друг на друга как две капли воды.

Главная беда — это темп, такой медленный и тяжелый, что за это время можно самому добежать до ближайшего пруда и сделать пару забросов. Программы про рыбалку, рассчитанные на российского зрителя, медленно уводят его в свои болота рассуждений и на дно повествований. Наши передачи о рыбалке — это про «поговорить».

Чаще всего начинается весь этот процесс с того, что ведущие с какими-то наверняка очень опытными рыбаками прикармливают тех, кого собираются поймать. Зрителю в течение 10 минут рассказывают, как правильно забросить в воду кукурузу, кашу или специальный корм. Хорошо, допустим, мы это пережили. А дальше — ну просто очень интересно: следующие 20 минут рыбаки сидят и ждут хотя бы одной поклевки. Все эти 20 минут зритель, замерев в ожидании, когда начнут тянуть сома весом как минимум 10 кг, сидит у экрана. И в конце ему говорят: «Ну, не в этот раз. С вами были мы, Петров и Иванов, до скорых встреч!» Не будем при этом заострять внимание на том моменте, что все эти 20 минут Петрова и Иванова нам показывали практически со спины, а единственной перебивкой их вдумчивого диалога был крупный план конца удилища, которое так ни разу и не шелохнулось. Оператору, видимо, не подсказали, что можно хотя бы разок зайти в воду по колено и показать лица героев. Зачем такое вообще выпускать в эфир — остается загадкой, и зритель, оставшись ни с чем, сонно переключается на новости. Это было «во-первых».

Во-вторых, эти программы рассчитаны на очень узкую аудиторию. Например, попалась нам одна передача на популярном тематическом канале, посвященная подводной охоте. Охоте, которую, честно говоря, так назвать язык не поворачивается. Программа будет интересна разве что тем, кто отлично плавает с аквалангом. Ведущий вместе с экспертами рассказывает о том, как здорово порой облачиться в гидрокостюм да нырнуть в воду. Заметим, что большая часть водоемов России вообще не предназначена для аквалангистов, а дороговизна оборудования делает такую рыбалку просто недосягаемой для среднего рыбака. Аналогичные вопросы есть к обзорам снастей, которые составляют примерно 25 % от всего рыболовного телеконтента. Эти обзоры позиционируются как программы для настоящих спецов, которым нужны самые мелкие нюансы, чтобы выловить свою трофейную щуку. В итоге 40 минут мы стойко внимали рассказу очередного гуру о том, как смастерить из цветных ниток маленькую искусственную рыбку-приманку, у которой при этом дергался бы хвостик. Спору нет, мелкая моторика рук — полезная штука, вопрос, много ли у нас рыбаков, которые после просмотра отобрали у жены все нитки и принялись мастерить нечто подобное. Особенно учитывая, что в рыболовных магазинах такая приманка стоит около 200–300 рублей, немногим дороже стоимости самих ниток.

СМЕРТЕЛЬНЫЙ УЛОВ
Пожалуй, самое культовое рыболовное ТВ-шоу этого века — «Смертельный улов» (Deadliest Catch). Творение канала Discovery — это сага о жизни и работе команд рыболовецких судов, добывающих краба в Беринговом море, вышедшая на экраны в 2005 году. До сих пор съемки программы продолжаются, ее показывают в 150 странах мира, а аудитория исчисляется миллионами человек. О краболовах снято 14 сезонов, в каждом из которых — от 10 до 24 серий продолжительностью 40–45 минут.

«Большинство рыболовных программ сложно смотреть, потому что ведущие уделяют внимание каким-то надуманным проблемам и нюансам, — рассказал «Русской рыбе» рыбак с 20-летним стажем и в прошлом продюсер телеканала «Москва 24» Максим Ярошевский. — Мне как человеку, который регулярно ездит на рыбалку на Ахтубу, в Карелию и другие известные рыбные места, например, хотелось бы, чтобы меньше говорили про мушки. Гораздо интереснее слушать про воблеры, блесны, «колебалки» и «вращалки». Чисто практически мне было бы любопытно узнать, на каких водоемах лучше применять каждую из них, какие виды рыб среагируют на золотую блесну, а какие — на красную. У нас же в стране примерно 80 процентов рыбаков-любителей — это те, кто ловит в отпуске или иногда на выходных, когда есть возможность. Им нужны простые и практические советы по ловле. А при просмотре большинства телепрограмм возникает ощущение, что они рассчитаны на людей, которые живут с удочкой 24 часа в сутки и больше в жизни ничем не заняты».

В общем, рыболовная телеиндустрия у нас очень сильно напоминает проект «Дом-2». Это такая вещь в себе, которую очень трудно понять и тем более заставить себя смотреть с какой-то практической пользой. Но ведь кто-то же смотрит, а значит, кому-то это нужно!


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Образование | 26.09.2019 №3 /июль-август 2019/