Потребители   №2 /май-июнь 2018/

Под стук колес

Питание в поезде для российского человека — это целый ритуал. И в поезде надо питаться грамотно.

Значительная часть тиража журнала «Русская рыба» распространяется в поездах: как в скоростных «Сапсанах», так и в поездах дальнего следования, следующих из Москвы по так называемым «рыбным направлениям». Между тем одним чтением в вагоне сыт не будешь, особенно если дорога занимает сутки и больше. Конечно, сегодня во многих поездах пассажирам предлагают горячее питание или хотя бы продуктовый набор, входящий в стоимость билета. Но многолетние советские традиции брать с собой в поездку вареные яйца, курицу-гриль и вообще что-нибудь из дома никуда не делись. «Русская рыба» пообщалась с Валерием Нечаевым, профессиональным железнодорожным путешественником, который вообще не признает самолеты и автомобили, и перемещается по стране и по миру исключительно поездом.
Текст: Антон Белых

В стандартном поезде дальнего следования развлечений не так много. Можно почитать, можно послушать музыку через наушники, можно посмотреть кино на гаджете, можно поиграть в настольные игры, если они не азартные, конечно. Вот, пожалуй, и все. В интернете особо не полазаешь, он исправно работает в основном на станциях. Поэтому человек в дороге ест больше и чаще обычного. Просто для того, чтобы убить время. И в результате выходит из вагона с парой лишних килограммов, а иногда и с больным желудком.

«Питание в поезде для российского человека — это целый ритуал, особенно для тех, кому за 40, — говорит Валерий Нечаев. — Можно, конечно, отправиться в вагон-ресторан, но он не каждому по карману. Поэтому по старинке многие берут с собой целую сумку с продуктами. К выбору блюд надо относиться осторожно. Во-первых, в купе нет холодильника. Он есть у проводников, но они могут положить туда что-то только в порядке исключения, а могут и вообще ничего не класть, они это делать не обязаны. Следовательно, сразу отпадают скоропортящиеся продукты. Во-вторых, надо избегать тяжелой пищи. Каким бы современным и комфортным не был поезд, его все равно будет трясти и раскачивать во время движения. Соответственно, трястись будет и содержимое Вашего желудка, увеличивая по времени процессы пищеварения примерно на 30–40%.

В-третьих, подумайте о соседях по купе и по вагону. Слишком сильный запах еды может понравиться далеко не всем, и Ваш сосед с верхней полки может запросто устроить Вам маленькую месть, решив проветрить свои носки прямо у вас над головой».

Курица-гриль, вареные яйца, картошка и огурцы всегда считались классикой поездного жанра, поскольку эти блюда в тепле не портятся. Вот только пользы от них немного, а белок, содержащийся в яйцах и курице, будет перевариваться долго. Также желательно не употреблять всякие йогурты и творожки, взятые из дома.

А вот отварная белая рыба может стать прекрасным обедом, особенно в сочетании с отварным картофелем или свежими овощами. Ее можно завернуть в фольгу или положить в пластиковый контейнер, она прекрасно сохранит и себя, и свои вкусовые качества, а главное, быстро переварится.

«Секрет здесь состоит в том, что рыбу нельзя дома переваривать, чтобы она не стала терять структуру, — подчеркивает Валерий Нечаев. — Я обычно варю дома филе трески и вынимаю ее из кастрюли уже через 5–7 минут после закипания. Если поездка долгая, то делаю дома котлеты из щуки или из минтая в легкой панировке, которая позволит им сохранять форму. На гарнир у меня к котлетам свежие огурцы. После такого обеда даже в сон не клонит, хотя в поезде многие только и делают, что едят и спят».

С особой осторожностью нужно относиться к еде, которую продают бабушки, а иногда и не только бабушки, на станциях в пути следования. Для многих из них пассажиры транзитных поездов — это основной источник дохода, поэтому продать им нужно хоть что-то любой ценой.

«На южных направлениях можно в сезон без опасений покупать фрукты и ягоды, их только тщательно помыть надо, — рассказывает Валерий Нечаев. — Можно покупать ту же отварную картошку, ее сложно испортить. Большую опасность таят в себе домашние пирожки, так как начинку мы не видим, а она может быть самой разной. И, конечно, не стоит связываться с рыбой. Несколько лет назад я сам стал свидетелем тяжелого отравления на Транссибе, когда двоих молодых парней пришлось ссаживать с поезда и срочно госпитализировать. Была сильная жара, а они купили на станции целое ведро слабосоленого омуля и с пивом его уговорили. Проводница их отговаривала, объясняла, что на такой жаре рыба моментально портится, но им хотелось к пиву соленой рыбки».

Несмотря на всю дешевизну предлагаемой на станциях рыбы, лучше с ней не связываться. Во-первых, качество никто не гарантирует, а во-вторых, скорее всего, это будет браконьерский продукт. Это характерно и для станций недалеко от Волги, и на северных направлениях, где пассажирам предлагают взять копченого муксуна, чира, нельму и других деликатесных сиговых.

«Копченую рыбу в дороге есть вообще не рекомендуется, — утверждает Валерий Нечаев. — Но если уж очень хочется, то покупайте ее заранее и обязательно в вакуумной упаковке. В Сибири, кстати, во многих магазинах того же муксуна упакуют в вакуум прямо при Вас. И помните, что если уж Вы открыли вакуумную упаковку, то постарайтесь съесть рыбу сразу. Угостите соседей по купе, если рыба большая. Но в любом случае не оставляйте на потом. Аромат пойдет по всему вагону. Так что остатки лучше выбросить, причем не в урну в вагоне, которая часто бывает переполнена, а в контейнер на ближайшей станции».

Еще один важный нюанс — трапезу в поезде лучше не сочетать с алкоголем. В советские времена выпивать в поездах дальнего следования, да и ближнего тоже, считалось чуть ли не народной традицией. Сейчас проводники, как правило, пресекают наличие на столике в купе известных стеклянных сосудов, хотя ничего не мешает спрятать бутылку под стол и распивать ее содержимое из чайных чашек. Наказания за это не последует, если Вы ведете себя при этом прилично, но угрозы для Вашего здоровья никто не отменял, особенно в теплое время года.

«Даже если Вы едете в купе с друзьями, алкоголь в поезде можно и нужно сводить к минимуму, — рекомендует Валерий Нечаев. — А крепкий и вовсе желательно исключить. В купе часто бывает жарко, кислорода не хватает. Вы пьете коньяк или водку, затем выходите в коридор или на станцию проветриться, затем снова возвращаетесь в теплое помещение, а там еще и трясет к тому же. Можно запросто отключиться или получить расстройство желудка. Не буду лицемерить, если выпить по стакану сухого вина в поезде с друзьями под ту же рыбу за обедом, то никакого вреда не будет. Но на этом стоит остановиться. И уж тем более не следует выпивать на ночь. Что называется «для сна». В поезде ночью и так много непривычных отвлекающих факторов: храп соседей, хлопанье дверей, тепловозные гудки и объявления по громкой связи во время ночных остановок. Так что следует заранее настроиться на то, что выспаться, как дома, будет трудно. А если еще и проснуться среди ночи в состоянии похмелья, то это вообще отобьет всякую радость от поездки».

На ужин в поездах рекомендуется есть легкие овощные салаты, в том числе и с добавлением рыбы. Заправка должна быть из оливкового масла. А вот классический вечерний чай из стаканов с подстаканниками несет в себе известную перспективу ночных прогулок в сторону туалета. Здесь уже Вы должны сами знать, как реагирует тот или иной организм на употребление жидкостей перед сном.

Счастливого Вам пути!


Опубликовано в категории:

Потребители | 28.06.2018 №2 /май-июнь 2018/



Обсудить