Флотилия плавучих рыбокомбинатов Советского Союза, несомненно, ознаменовала собой высшее достижение рыбопромыслового судостроения. Плавбазы были изначально спроектированы для решения множества задач — от промысла и переработки прямо на судне до организации труда и отдыха сотен людей в течение многих месяцев. Этакая идеальная коммунистическая модель на отдельно взятом судне. Как она работала, почему сошла на нет и есть ли у нее перспективы возрождения?
Триумф и закат «Востока»
Расцвет рыбопромыслового комплекса СССР, высшим достижением которого считается улов объемом 11,5 млн тонн рыбы в 1988 году, неразрывно связан с флотилией плавучих рыбокомбинатов, или промысловых баз. С 1952 по 1989 год, согласно справочнику «Флот рыбной промышленности социалистических стран», со стапелей судостроительных заводов Советского Союза, Польши и ГДР сошло 20 рыбообрабатывающих и крабообрабатывающих судов и еще 10 были построены в Швеции, Дании, Японии, ФРГ и Финляндии. У них были разные задачи — от рефрижераторного приемного пункта (типа «Бобр») до специализирующегося на производстве рыбной муки («Пятидесятилетие СССР») или обработке икры («проект 16870»), консервированной заготовке краба («Андрей Захаров») или тунца («Ленинский луч»). Примечательно, что даже при размерах 126 м в длину и 18 м в ширину судно «Камчатский шельф» именовалось как Малая рыбообрабатывающая плавбаза. Видимо, в сравнении с исполином всех времен и народов — рыбопромысловой базой «Восток» (проект 400). Ее длина составляла 224,5 м, ширина — 28 м, что равняется площади 2,5 футбольных полей, водоизмещение — 44000 т, мощность силовой установки — 28000 лошадиных сил, скорость — 18,5 узла, экипаж — почти 700 человек; на борту размещалось 14 рыбодобывающих судов водоизмещением 70 т каждое, а также ангар для двух вертолетов поисковой разведки. Название «Восток» появилось неслучайно и связано с одноименным космическим кораблем, поднявшем Юрия Гагарина в стратосферу, хотя по своему функционалу и размерам морской гигант больше напоминает орбитальную космическую станцию. Проектирование суперсудна, призванного показать всему миру достижения научно-технической мысли Советского Союза, началось в 1963 году в стенах Ленинградского ЦКБ «Морпромсуд», строительство было поручено коллективу одного из крупнейших судостроительных заводов СССР — Адмиралтейскому в Ленинграде. При этом особым распоряжением Совмина к работе над «Востоком» на всех стадиях были подключены около 300 конструкторских бюро и заводов Советского Союза. Поистине рыбопромысловый супергигант строила вся страна. Строительство было завершено в 1971 году. Правительство приняло решение сделать «Восток» флагманом рыбодобывающего флота Украинской ССР с припиской к порту Одессы.
Уже после первого рейса рыбаки отказались от добывающих судов, находящихся на борту «Востока», их заменили 14 морозильными траулерами, сопровождающими базу во время похода. В целях повышения производительности прямо в море силами команды были построены еще два консервных цеха, линия по производству консервных банок и дополнительные бункеры для хранения рыбы. Это позволило выпускать до полумиллиона банок в сутки, в основном с сардинами, скумбрией, иваси, горбушей, сайрой. Суточная производительность по заморозке продукции составляла 200 т, по выработке кормовой муки и жира — 100 т…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.