Лица эпохи 12.08.2020

Георгий Седов: «Докажем миру, что русские способны на подвиг»

Арктический переход парусника «Седов» как память о неистовом исследователе Заполярья.

В истории человечества кораблям часто давали имена великих ученых и мореплавателей. Не стали исключением и исследователи Арктики. В память о Фритьофе Нансене и Руальде Амундсене были названы два фрегата ВМФ Норвегии, имена русских исследователей северного морского пути Челюскина, Сибирякова, Русанова носили советские ледокольные пароходы 30-х годов прошлого века. Но есть в этой когорте один человек, который стоит особняком. Это Георгий Яковлевич Седов.

В его память имена судам давали четыре раза, ледоколу в 1916 году, парусному барку в 1946-м, речному теплоходу в начале 60-х и гидрографическому ледоколу в 1967-м. Личность этого капитана, гидрографа исследователя, прожившего всего 36 лет, была очень популярна в СССР. И сегодня фамилия Седов снова звучит – ветром парусов четырехмачтового барка, который 18 августа 2020 года выйдет из Владивостока и пойдет по Северному морскому пути в Калининград.

Экспедиция самого крупного в мире учебного парусного судна станет своего рода данью уважения мечте старшего лейтенанта Седова. Этот человек действительно был исключением из общего ряда исследователей-полярников начала XX века. Выходец из очень бедной крестьянской семьи, Седов в 16 лет выбрал море.

За пять лет прошел путь от матроса до капитана. Экстерном сдал экзамены в Морской корпус и уже в 25-летнем возрасте был принят в Адмиралтейство, а в 1902 году зачислен на службу в Главное гидрографическое управление. Именно тогда он попал в свою первую экспедицию на север, где делал съёмку и описание берегов Новой Земли. Вероятно, тогда и заболел Арктикой.

Человек он был прямой, амбициозный, но при этом инициативный и бесстрашный. «Всегда, когда надо было найти кого-нибудь для исполнения трудного и ответственного дела, сопряженного иногда с немалой опасностью, мой выбор падал на него, и он исполнял эти поручения с полной энергией, необходимой осторожностью и знанием дела», – писал о нем руководитель экспедиции на Вайгач Александр Варнек. Полученный в походах и экспедициях опыт изучения прибрежных районов не удовлетворял Седова. В 1903 году он замыслил собственную экспедицию к Северному полюсу, но помешала русско-японская война. В 1906 году Георгий Яковлевич опубликовал сразу две статьи, посвященные Северному морскому пути, в которых жарко доказывал важность этого маршрута для развития страны.

Курсант Седов во время учёбы в Ростовских мореходных классахМысль о том, что Россия должна «твердой ногой» стать в Арктике, полностью захватила Седова. Он всеми доступными средствами доказывал, что русские обязаны принять участие в «соревновании» мировых держав, в этом его поддержали и некоторые депутаты Государственной думы, и в Морском министерстве, которое, однако, считало экспедицию смертельно опасной авантюрой. В итоге Совет министров денег не дал, осудив проект Седова. И тогда он начал готовить полярную экспедицию самостоятельно, объявил сбор пожертвований.

Однажды его спросили, на чем основана уверенность в том, что полюс будет достигнут? «Моя жизнь, – просто ответил Седов. – Она – единственное, чем я могу гарантировать серьезность своей попытки». В этих словах – преданность мечте, верность цели и неистребимая вера в себя и своих единомышленников. «Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись ещё во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…», – писал он в Главное Гидрографическое управление. Седов хотел лично водрузить русский флаг на Северном полюсе. Дух первооткрывателя и не всегда осмотрительного любителя приключений гнал его в поход. И, наконец, в августе 1912 года Седов выходит из Архангельска к Северному полюсу.

Впереди будут зимовки на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, замерзающий в каютах «Св.Фоки» экипаж и цинга, настигшая и Седова. Вопреки всему, в сопровождении двух матросов, на собачьей упряжке он выдвинулся к полюсу. Свои впечатления записывал в дневник. «5 февраля. К вечеру… было адски холодно, а я умудрился и сегодня шагать в рубашке, ибо в полушубке тяжело…7 февраля. Сегодня термометр минимальный показал — 40°. Дорога была ужасно мучительна… мы едва продвигались вперед». В дороге Седов, уже страдающий цингой, заболел жестоким бронхитом. Через неделю он не мог идти самостоятельно, но упрямо продвигался вперед: приказал привязать себя к нартам и тащить к полюсу. Матросы, видя, как болезнь берет верх, уговаривали его вернуться. Но Седов был непоколебим. В руках он держал компас, чтобы его не обманули.

Одна из последних записей. «16 февраля. …Болен я адски и никуда не гожусь… Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удрученные, под 82° северной широты!».

20 февраля 1914 года Георгий Яковлевич скончался среди льдов возле острова Рудольфа.

Человек Седов не дошел до Северного полюса и не успел пройти по Северному морскому пути. Это сделают другие. И сегодня барк «Седов» воплотит в реальность мечты энергичного, с горячим и твёрдым сердцем, непокорного, волевого, настойчивого, великого путешественника и романтика. Новейшие технологии и современное оборудование судна, абсолютная подготовленность к полярному переходу и профессионализм экипажа, поддержка государства и вера близких, которые ждут на берегу, – гарантия успеха этого беспрецедентного в истории мирового мореплавания предприятия.

 

Источник: Объединённая пресс-служба Росрыболовства


Поделиться в социальных сетях: