Организацию дополнительных поставок тихоокеанских лососей с Дальнего Востока в европейскую часть России и снижение стоимости перевозок рыбной продукции железнодорожным транспортом обсудили на рабочей встрече в РЖД. В ней приняли участие заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, а также операторы и собственники подвижного состава.
Из-за высоких объемов добычи тихоокеанских лососей на Камчатке необходимо организовать дополнительные поставки рыбы в регионы потребления. В то же время с 10 июля перевозчики подняли стоимость до 13,5 руб./кг, а по состоянию на 8 августа стоимость составила уже 15 руб./кг (по сравнению с 10 – 10,5 руб./кг в январе-июне).
Как пояснили компании-перевозчики, повышение стоимости – вынужденная мера, позволяющая компенсировать убытки, которые они терпят из-за недоиспользования подвижного состава в «низкий» сезон.
Вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составляет 271 тыс. тонн, что на 49 тыс. тонн или на 22% больше уровня 2016 года (добычу сравнивают по четным и нечетным годам в связи с особенностями жизненных циклов лососевых). Основные объемы добываются в Камчатском крае – 238,4 тыс. тонн, что на 88 тыс. тонн или на 58% больше аналогичного периода 2016 года.
В порты Приморского края доставлено более 35 тыс. тонн лососевых, из них 34,8 тыс. тонн отправлено на внутренний рынок. Средний уровень загрузки холодильников Приморского края составляет 67%. Суммарная мощность холодильников – около 70 тыс. тонн. Есть резервные мощности объемом не менее 30 тыс. тонн: они включают холодильники предприятий, которые не занимаются хранением рыбопродукции круглогодично, а также парк рефконтейнеров (могут быть задействованы при необходимости).
В РЖД отметили готовность при необходимости ввести дополнительные маршруты для перевозок рыбы. Принято решение вновь обратиться в Федеральную антимонопольную службу с предложением сближения тарифов на перевозку в рефрижераторных и универсальных контейнерах.
По данным Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС), существующее тарифообразование перевозки в рефрижераторных контейнерах конкурентоспособно по отношению к другим типам подвижного состава только при перевозках на дальние расстояния и при 100% обратной загрузке. Унификация тарифов позволит увеличить номенклатуру перевозимых грузов и расширить полигон курсирования рефрижераторных контейнеров. Доля перевозок в рефконтейнерах увеличится и будет устранен фактор сезонности, так как отпадет необходимость резерва контейнеров для обеспечения перевозок в период проведения лососевой путины. Эти меры дадут возможность операторам и собственникам рефрижераторных контейнеров устанавливать более комфортные цены на перевозку рыбы. Кроме того, РЖД предлагает проработать вопрос о субсидировании платы за перевозку рыбопродукции по тому же принципу, как при транспортировке зерна.
Важный шаг для выстраивания стабильных перевозок – заключение долгосрочных договоров на поставку между рыбопромышленными компаниями, оптовыми операторами и перевозчиками. Этот вопрос обсудят во Владивостоке на расширенном совещании под председательством Петра Савчука. Во встрече примут участие представители РЖД, рыбопромышленники, сотрудники оптовых и розничных компаний, операторы и собственники подвижного состава.