Интервью   №4 /сентябрь-октябрь 2020/

Аквакультура: новые горизонты

Интервью заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Василия Соколова — специально для журнала «Русская рыба»

— Василий Игоревич, каковы основные тенденции развития аквакультуры в России? Расскажите об основных достижениях и ближайших планах.

— Товарная аквакультура продолжает набирать обороты: в 2019 году в России произведено свыше 286 тыс. тонн продукции, что обеспечило прирост в 20% по отношению к 2018 году.

Значительно увеличиваются объемы выращенных морепродуктов, лососевых. За 5 лет производство лососевых увеличилось в 2 раза — до 90,8 тыс. тонн в 2019 году. Объемы производства морепродуктов за 5 лет увеличились более чем в 6 раз: с 5,2 тыс. тонн морепродуктов до 32,2 тыс. тонн в 2019 году. Из них свыше 21 тыс. тонны — деликатесы: морские гребешки, мидии, устрицы, трепанги и морские ежи.

В этом году положительные тенденции также сохраняются: по итогам первого полугодия 2020 года произведено 168,5 тыс. тонн продукции товарной аквакультуры, то есть только за 6 месяцев получено столько же продукции, сколько в 2011 году выращено за целый год. Наиболее высокие показатели при — роста по отношению к 2019 году на Дальнем Востоке (+ 66 %), Северо-Кавказском ФО (+ 37 %) и Северо-Западном ФО (+ 14%).

Один из важнейших резервов развития товарной аквакультуры, которые мы сегодня видим, — это использование установок замкну — того водоснабжения и пастбищная аквакультура, особенно — пастбищное лососеводство на Дальнем Востоке.

В настоящее время нашим ведущим научным институтом проводится разработка методов оценки продуктивности водных объектов рыбохозяйственного значения для целей товарной аквакультуры. Полученные результаты будут использованы для установления водных объектов, наиболее при — годных для данного вида деятельности в различных регионах Российской Федерации.

— Развитие аквакультуры идет неравномерно по стране. Одни регионы активно поддерживают направление разными способами, другие довольно равнодушно к этому относятся. Есть ли способы поддержать сектор с федерального уровня или как-то стимулировать руководство определенных субъектов Федерации?

— В силу масштабов и географических особенностей нашей страны вполне естественно, что существует ряд регионов, где нет реальной потребности в развитии аквакультуры по разным причинам: в связи либо с низкой плотностью населения, либо с отсутствием необходимой инфраструктуры или «целевой потребительской аудитории» и т.п.

Именно поэтому важна работа и инициатива местных властей, которым известны все особенности своего региона: потенциал, возможности и потребности местного рынка и товаропроизводителя. На федеральном уровне, в свою очередь, предпринимаются меры по оказанию содействия тем регионам, которые проявляют реальный интерес к развитию отрасли.

Это выражается и в уже существующей системе мер государственной поддержки, и в проектах по расширению этих мер.

— Как развивается, по Вашему мнению, восстановление водных биологических ресурсов? Каковы приоритеты и перспективы в этом направлении?

— Основным принципом законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов является приоритет сохранения водных биоресурсов перед их хозяйственным использованием. Деятельность в этом направлении осуществляется на основе научных данных. Это целый комплекс взаимосвязанных мер, включающий как вопросы организации рыболовства, рыбоохранные мероприятия, рыбохозяйственную мелиорацию, так и искусственное воспроизводство водных биоресурсов.

В 2009 году объемы выпуска водных биоресурсов впервые с 1985   года достигли отметки в 10 млрд молоди и личинок. С этого момента все последние 10 лет ежегодные объемы мероприятий по искусственному воспроизводству стабильны и практически не снижаются.

В настоящее время основные работы по искусственному воспроизводству осуществляются по государственному заданию (в среднем 87% от общих объемов выпуска). Сейчас наиболее актуальным направлением в данной области является увеличение объемов компенсационных мероприятий.

С этой целью в территориальных управлениях Росрыболовства усиливается контроль за выполнением обязательств по компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания, проводится серьезная работа с организациями, не выполнившими эти обязательства.

— Расскажите об этом поподробнее. Государство ужесточает контроль за компенсацией экологического ущерба водоемам. Какие результаты приносит эта работа?

— В законодательстве четко установлены обязательства приоритета сохранения особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов.

С целью реализации данных принципов Росрыболовством проведена работа по определению перечня приоритетных объектов для искусственного воспроизводства в привязке к регионам. ФГБНУ «ВНИРО» в соответствии с поручением Росрыболовства разработало критерии для формирования «Базового перечня водных объектов рыбохозяйственного значения и приоритетных видов водных биологических ресурсов для осуществления искусственного воспроизводства («рейтинговый список»)», которые были одобрены Ученым советом ФГБНУ «ВНИРО» в конце января 2019 года.

В настоящее время подготовка и согласование расчета компенсации непредотвращаемого ущерба осуществляется на основании разработанных ФГБНУ «ВНИРО» рекомендаций.

Кроме того, Росрыболовство ведет политику по снижению случаев компенсации вреда, нанесенного водным биоресурсам и среде их обитания, путем выпуска личинок, так как эффективность таких мероприятий значительно ниже.

В результате работы доля личинок в компенсационных выпусках значительно снизилась — с 72% в 2012 году до 10% в 2019 году. А это значит, что выживаемость выпущенных биоресурсов значительно выше, что обязательно приведет к повышению запасов промысловых видов.

— С финансовой точки зрения, выгодно ли сегодня тем крупным компаниям, которые имеют схожие виды деятельности, инвестировать еще и в разведение и выращивание рыбы?

— В целом аквакультура — это перспективное направление диверсификации рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. Производство продукции аквакультуры значительно повышает эффективность производства и использования имеющихся у предприятия ресурсов (от оборудования до кадров) вне зависимости от сезонности добычи. Аквакультура позволяет регулировать объемы производства, ориентируясь на спрос, обеспечивает круглогодичное функционирование производств, является источником стабильной сырьевой базы для переработки.

К одному из наиболее ярких примеров следует отнести частные дальневосточные лососевые рыбоводные заводы, построенные и эксплуатируемые именно рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими компаниями.

Есть и другие примеры, когда предприятия аквакультуры расширяют свою деятельность за счет глубокой переработки выращенной продукции. Так, в Мурманской области одно из крупнейших предприятий аквакультуры (ООО «Русский Лосось») ведет работы по строительству новой высокотехнологичной фабрики, которая обеспечит замкнутый цикл безотходного производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.

— Как Вы оцениваете состояние законодательной базы, и над какими проблемами еще предстоит работать? Какие документы могут помочь рыбоводам в их работе?

— На сегодняшний день вся нормативно-правовая база, необходимая для нормального функционирования аквакультуры, уже сформирована. Но так как отраслевое законодательство достаточно молодое, сейчас идут работы по корректировке и уточнению различных методик, справочников, классификаторов. Кроме того, Росрыболовством подготовлены предложения о внесении изменений в Федеральные законы «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» и «Об аквакультуре».

Предложенные поправки в ФЗ «Об аквакультуре» позволят урегулировать ряд проблемных вопросов в области договоров пользования рыбоводными участками, включая вопросы правопреемства.

Предложения о внесении изменений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов затрагивают положения о рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, а также вопросы обязательной регистрации ремонтно-маточных стад осетровых для всех рыбоводных хозяйств.

Необходимость таких изменений возникает в результате правоприменительной практики. И в этом вопросе очень большую роль играет наличие активной «обратной связи» с хозяйствами аквакультуры, отраслевыми союзами и ассоциациями.

Кроме того, законодательство всегда должно отражать те глобальные изменения, которые происходят в мире, и в первую очередь это касается «цифровизации» многих сфер жизни. Как известно, уже давно ведутся работы по внедрению электронного промыслового журнала, морские рыбоводные участки на Дальнем Востоке можно формировать через Интернет и участвовать в электронных торгах на право пользования этими участками. Таким образом, сейчас уже ведутся работы по цифровизации отрасли, что отразится и на законодательстве.

Правда, данные работы в настоящее время находятся на стадии разработки, так что анонсировать эти события пока еще слишком рано.

— Почему Единые ветеринарные правила обсуждаются уже 5 лет, но они до сих пор не утверждены?

— Необходимость создания ветеринарных правил обусловлена прежде всего возрастающей интенсификацией производства. Чем выше интенсивность производства, тем выше плотность посадки. В свою очередь увеличенная плотность посадки значительно повышает риски эпизоотии (т.е. эпидемии среди рыб), которая может повлечь экономическую катастрофу для рыбоводного предприятия и экологическую катастрофу для региона. В России, к сожалению, уже был подобный негативный опыт.

Кроме того, следует отметить, что мы имеем дело с совершенно новым явлением в хозяйственной деятельности человека. В отличие от рыбоводства конца ХХ века, где использовали традиционные, преимущественно экстенсивные методы содержания и выращивания рыб, в современной аквакультуре сочетаются методы интенсивного выращивания объектов аквакультуры и элементы управления водными биологическими ресурсами на основе их искусственного воспроизводства. Это предполагает создание современной и разноплановой инфраструктуры. Здесь имеются в виду высокотехнологичные садковые комплексы для выращивания лососей, управляемые системы с замкнутым водообеспечением, а также организация морских подводных плантаций для выращивания водных беспозвоночных животных. Подобные производственные площадки никогда не были описаны и регламентированы в нашей стране в качестве объектов ветеринарного надзора.

Помимо внедрения в практику новых технологических особенностей содержания объектов аквакультуры, значительно расширился их видовой состав. Сегодня ветеринарным специалистам приходится иметь дело не только с традиционными для нашей страны карповыми, лососевыми и осетровыми рыбами, но и с новыми видами рыб, а также моллюсками, иглокожими, ракообразными, которые теперь становятся объектами ветеринарного надзора.

За прошедшие пять лет Департаментом ветеринарии МСХ при участии специалистов Росрыболовства были разработаны и прошли тщательное всестороннее обсуждение три проекта Ветеринарных правил содержания объектов аквакультуры. Каждый из проектов в той или иной степени отражал потребности хозяйств в мерах обеспечения ветеринарной безопасности и возможности надзорных органов обеспечивать контроль за исполнением этих мер.

Последний проект, в наиболее полной мере отражающий потребности хозяйств и ветеринарных специалистов, находится в высокой степени готовности. Он уже согласован с рядом заинтересованных ведомств. Разработчики в полной мере учли требования о том, чтобы ветеринарные правила были не пошаговой инструкцией для хозяйственника, а современным нормативным актом, который позволит предпринимателям реализовать проекты по содержанию различных видов рыб и иных водных животных при использовании традиционных и новых технологий аквакультуры.

— Развитие аква- и марикультуры идет опережающими темпами. Внедряются современные технологии, для которых нужны квалифицированные специалисты. А как обстоит дело с подготовкой кадров для этой отрасли?

— Действительно, тот сектор аквакультуры, который сейчас стремительно развивается, достигает высоких результатов именно за счет интенсификации и автоматизации рыбоводного процесса. Высокотехнологичное производство сводит к минимуму ручной труд, освобождает от рутинного контроля показателей, упрощает принятие решений.

Но, несмотря на такой технологический скачок, рыбоводы должны обладать таким же багажом знаний, что и раньше. И при этом уметь пользоваться всем спектром имеющихся технологий, обладать знаниями о современных достижениях науки и техники, чтобы внедрять их на своих предприятиях. Такие специалисты, действительно, редкость.

Следует также отметить, что в настоящее время актуален вопрос не столько подготовки кадров, а в том, чтобы привлечь молодежь к работе в сельских условиях, чтобы выпускники отраслевых ВУЗов, колледжей, лицеев работали по специальности на аквафермах, а не пополняли ряды менеджеров в больших городах.

И эта проблема может решиться только в результате реализации комплекса мер по развитию сельских территорий, в том числе по созданию привлекательных для молодежи условий проживания и заработка.

— Как известно, в рыбоводстве используются преимущественно импортные корма и оборудование. Есть ли конкретная политика, которая направлена на импортозамещение в данной области?

— Росрыболовство совместно с другими ведомствами занимается данным вопросом и также использует системный подход. Во-первых, перед подведомственными Росрыболовству научными учреждениями ставились задачи по разработке рецептур кормов для различных видов объектов аквакультуры и стадий их развития. В результате ФГБНУ «ВНИПРХ» решило поставленные задачи и разработало комплекс современных рецептур и методик кормления.

Во-вторых, для производителей кормов разработаны меры государственной поддержки, включающие в том числе предоставление субсидий.

В-третьих, с целью обеспечения производителей кормов сырьем (а именно — рыбной мукой) в условия предоставления инвестиционных квот включены обязательства по строительству цехов по производству рыбной муки на судах.

Росрыболовство продолжает работу по разработке мер, стимулирующих развитие данного сектора (как по направлению строительства производств, так и в части стимуляции спроса).

К сожалению, в настоящее время предприятия не активно пользуются предложенными мерами государственной поддержки производителей кормов, заинтересованность предприятий крайне низкая. Тем не менее Росрыболовство проводит персональную работу с каждым предприятием, осуществляющим кормопроизводство.

— В заключение — вопрос о нацпроектах. Какие из них реализуются при участии Росрыболовства, какие основные ожидания от их реализации? Каковы промежуточные итоги на сегодняшний день?

— В рамках национального проекта «Экология» Росрыболовство участвует в реализации двух федеральных проектов: «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал».

На Волге ведутся работы по рыбохозяйственной мелиорации водных объектов (дноуглубление, расчистка акваторий от жесткой и мягкой водной растительности), работы на Байкале заключаются прежде всего в искусственном воспроизводстве омуля (для обеспечения которого проводятся научные исследования и реконструкция рыбоводных заводов) и повышении эффективности рыбоохранных мероприятий.

Однако объединяет эти проекты то, что результатом их реализации станет заметное увеличение рыбных запасов. И если результаты работы других ведомств на первый взгляд незаметны (например, без лабораторных анализов трудно увидеть улучшение качества воды), то мы ожидаем ощутимый и ярко выраженный эффект. Мы хотим, чтобы местные жители, в том числе и рыбаки-любители, наглядно видели, что рыбы стало заметно больше, чем раньше.

Работы ведутся в штатном порядке, в соответствии с плановыми показателями.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Интервью | 14.09.2020 №4 /сентябрь-октябрь 2020/