История   №1 /март-апрель 2020/

В поисках Terra Australis

Антарктида — самый необычный континент планеты

Антарктида — самый необычный континент планеты. И столь же необычна история ее поисков и освоения. Если в эпоху Великих географических открытий мореплаватели обычно натыкались на неведомые земли как бы случайно, ничего не зная о них заранее, то Антарктиду искали специально. Однако найти ее удалось не сразу, а ступить на землю — тем более… Текст: Сергей Балакин

Крайний Юг планеты

Предположение о существовании у Южного полюса таинственной Terra Australis Incognita — Южной неведомой земли — высказывались задолго до снаряжения туда первых реальных экспедиций. С тех пор, какученые догадались о том, что Зем-ля имеет форму шара, они полагали, будто бы площади суши и моряв северном и южном полушариях примерно одинаковы. Иначе, мол, нарушилось бы равновесие, и наша планета была бы ориентирована к Солнцу стороной с большей массой. В очередной раз приходится удивляться прозорливости М.В. Ломоносова, который в 1763 году, еще до экспедиций Кука, очень четко сформулировал свое представление о Южной земле:
«В близости Магелланова пролива и против мыса Доброй Надежды около 53 градуса полуденной широты великие льды ходят, почему сомневаться не должно, что в большом отдалении острова и матерая земля многими и несходящими снегами покрыты, и что большая обширность земной поверхности около Южного полюса занята оными, нежели в севере».

Любопытный момент: поначалу господствовало мнение, что южный континент гораздо больше, чем он был на самом деле. И когда голландец Виллем Янсон открыл Австралию, то присвоил ей название, исходя из предположения, будто она и есть часть той самой Terra Australis Incognita…

Первыми, кому удалось, пусть и не по своей воле, пересечь Южный полярный круг и, по всей вероятности, увидеть Антарктиду, стали голландцы. В 1599 году судно «Блейде Бодсхап» («Blijde Boodschap» — «Счастливое сообщение»), которым командовал Дирк Герритц Помп, в Магеллановом проливе попало в шторм и было отнесено далеко на юг. Достигнув 64 градусов южной широты, моряки увидели «высокую землю». Скорее всего, это были Южные Шетландские острова. Однако кроме этого упоминания, других свидетельств о возможно состоявшемся открытии история не сохранила. Как только позволила погода, Помп немедленно покинул негостеприимные антарктические воды.

Случай с судном Дирка Герритца Помпа был не единственным. В 1603 году похожую историю рассказал испанский капитан Габриэль де Кастилья. А возможно, неизвестные нам моряки пересекали полярный круг и значительно раньше. Уже в наше время на побережье антарктических островов неоднократно находили обломки кораблей, одежду и кухонную утварь, датированные XVI–XVII веками. Один из таких обломков, принадлежавший испанскому галеону XVIII века, хранится в музее чилийского города Вальпараисо. Правда, скептики считают, что все эти свидетельства кораблекрушений могли быть принесены в Антарктиду волнами и течениями.

В 1675–1772 годах отличились французские моряки: ими были открыты острова Южная Георгия, Бувэ и Кергелен, расположенные в «ревущих сороковых» широтах. (Справедливости ради отметим, что первооткрыватель Южной Георгии купец Антуан де ла Роше был подданным Британии). Мореплаватели подбирались к ледяному континенту все ближе и ближе.

Экспедиции капитана Кука

Англичане ревниво следили за дальними плаваниями французов и, не желая отставать от конкурентов, в 1768–1775 годах тоже снарядили подряд две научные экспедиции. Именно они стали важнымэтапом в исследовании Южного полушария.

Обе экспедиции возглавлял знаменитый капитан Джеймс Кук. Официально целью первой из них являлись астрономические наблюдения (исследование прохождения Венеры через диск Солнца), но попутно Куку предписывалось отправляться на поиски «Южной неведомой земли», а также провести картографическую съемку восточного побережья Австралии, которое еще никто толком не исследовал.

Кругосветная экспедиция капитана Кука на корабле «Индевор» («Endeavour») продолжалась четыре года (1768–1771 гг.). Она оказалась очень результативной: было установлено, что Новая Зеландия — это самостоятельный архипелаг, а не часть южного материка, как предполагали ранее, исследованы берега Австралии, Новой Гвинеи и острова Полинезии, открыт Большой Барьерный риф… Но выполнить одну из поставленных задач — найти загадочную Антарктиду — так и не удалось.

Поэтому главной целью второй экспедиции (1772–1775 гг.) стал поиск именно Terra Australis Incognita. Теперь в распоряжении Джеймса Кука находились два корабля — «Резолюшен» («Resolution») и «Эдвенчер» («Adventure»). Как и в случае

с «Индевором», они тоже являлись бывшими грузовыми судами, купленными и переоборудованными в экспедиционные корабли. Оба получили легкое артиллерийское вооружение: «Резолюшен» — 12 шестифунтовых пушек и столько же полуфунтовых фальконетов; «Эдвенчер» — 10 четырех фунтовок и 8 фальконетов.

В ходе трехлетнего кругосветного плавания корабли экспедиции неоднократно пересекали Южный полярный круг. Часть маршрута суда шли порознь. Экспедициябыла насыщена разными событиями. Так, «Резолюшен» Кука был затерт льдами, затем перешел через 71-й градус южной широты и находился всего лишь в 75 милях от берегов шестого континента. Однако подойти ближе помешала непреодолимая стена льда.

Несмотря на неудачу с попыткой найти материковую землю, в целом экспедиции Кука принесли впечатляющие результаты. Были подробно обследованы берега Австралии, обширные акватории Тихого океана, открыты острова Новая Каледония, Норфолк, Южные Сандвичевы острова, проведены астрономические наблюдения и так далее.

«Я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».Капитан Джеймс Кук, 6 февраля 1775 г.

В литературе встречаются утверждения, будто Кук не верил в существование Южной земли и якобы открыто заявлял об этом. На самом деле это не так. Джеймс Кук утверждал как раз противоположное: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такаяземля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов — все это доказывает, что земля на юге должна быть». Он даже написал специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса», а открытые Южные Сандвичевы острова назвал в честь первого лорда Адмиралтейства Землей Сандвича, ошибочно по-лагая, что это выступ материковой суши южного континента. Вместе с тем Кук, столкнувшись с крайне суровым антарктическим климатом, пришел к выводу о бессмысленности проведения дальнейших исследований, поскольку материк, «будучи открытым и обследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим отраслям науки». Вероятно, именно это утверждение надолго отбило желание отправлять к Южной земле новые экспедиции, и в течение полувека суровые антарктические воды посещали преимущественно лишь китобойные и зверобойные суда.

Южный континент существует!

Следующее и самое важное открытие в истории Антарктиды было сделано русскими моряками. В июле 1819 года стартовала первая русская антарктическая экспедиция в составе двух шлюпов Российского Императорского флота «Восток» и «Мирный». Первым из них (и отрядом в целом) командовал капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Любопытно, что цели экспедиции были исключительно научными — ей надлежало исследовать отдаленные акватории Мирового океана и найти таинственный южный материк, проникнув «до отдаленной широты, какой только можно достигнуть». В отличие от всех предыдущих кругосветных плаваний, когда корабли в дополнение к исследованиям перевозили ценные грузы из Русской Америки, здесь коммерческая составляющая отсутствовала вовсе. Историки до сих пор спорят о мотивах, которыми руководствовался император Александр I, подписывая указ о дорогостоящем и нетипичным для своего времени предприятии. Скорее всего, русский монарх–победитель, одолевший Наполеона, теперь хотел продемонстрировать миру величие его страны на просторах южного полушария.

Так или иначе, но поставленные задачи русские моряки выполнили блестяще. 16 (28) января 1820 года, по корабельному «среднеастроно-мическому» времени, опережавшему петербуржское на 12 часов, они подошли вплотную к ледяному барьеру антарктического континента. По словам Беллинсгаузена, перед ними было «ледяное поле, усеянное буграми». Лейтенант Лазарев высказался более определенно: «встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный
так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда продолжали мы путь свой к востоку, покушаясь при всякой возможности к югу, но всегда встречали льдинный материк». Именно этот день ныне считается днем открытия Антарктиды. Хотя, строго говоря, самой земли российские мореплаватели тогда не увидели: они находились в 20 милях от берега, позже названного Землей Королевы Мод, и их глазам предстал лишь шельфовый ледник.

За два года «Восток» и «Мирный» обошли вокруг Антарктиды, от четырех до девяти раз приближались к ее берегам. Всего в ходе экспедиции, продолжавшейся 751 день, корабли прошли 49 860 миль. 127 дней русские моряки находилась в широтах выше 60° ю. ш.

Несмотря на бесспорный успех экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, вопрос о российском приоритете в открытии Антарктиды долгое время на официальном уровне не обсуждался. Более того, когда участник плавания Павел Новосильский (бывший мичман шлюпа «Мирный») при избрании его членом Русского географического общества в 1855 году за- явил о русском первенстве, вице- президент общества и известный арктический исследователь Федор Литке с ним категорически не согласился. Не признавали факт открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и некоторые другие авторитеты — например, академик Юлий Шокальский. К началу XX века первая российская антарктическая экспедиция была практически забыта. Как ни странно, но всеобщий интерес к ней возник лишь в 1901 году после публикации статьи американского врача, полярного путешественника и авантюриста Фредерика Кука. Однофамилец знаменитого английского мореплавателя писал, что «Беллинсгаузен и Лазарев принесли своей стране честь открытия первых земель за Антарктическим кругом».

Припасы. Уникальность плавания вынуждала принять на борт запас провианта на два года, что превышало возможности военных кораблей как минимум в 4 раза. За счет облегчения вооружения на шлюпы удалось загрузить 20,5 тонн сушеного гороха, 7 тонн овса и гречихи, 28 тонн солонины, 65,8 тонны сухарей, много квашеной капусты, 3926 литров водки и некоторое количество других продуктов. Для борьбы с цингой предполагались солодовый отвар, хвойная эссенция, лимоны, горчица и патока. а вот сахара было взято всего 196 кг, и его выдавали по большим праздникам, таким как рождество или тезоименитство императора. Как выяснилось, для 190 человек, находившихся на борту двух судов, взятых запасов оказалось явно недостаточно. Уже в рио-де-Жанейро пришлось закупить 16 тонн крупы и ром. Затем экспедиция пополняла запасы в Дании, Бразилии и австралии.

На международном уровне дискуссия о приоритете в открытии шестого континента развернулась лишь в середине ХХ века. К сожалению, в эпоху «холодной войны»она оказалась сильно политизированной, поэтому каждый из участников спора лоббировал свою, выгодную ему точку зрения. Прийтик единому мнению не удалось до сих пор. На Западе не отрицают бесспорных заслуг экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, однако при этом часто утверждают, будто бы в 1819—1821 годах Антарктида была «одновременно открыта тремя мореплавателями из России, Великобритании и США: Фаддеем Беллинсгаузеном, Эдвардом Брэнсфилдом и Натаниэлем Палмером».

Нельзя не отметить, что аргументация в пользу двух последних крайне сомнительна (о них мы еще расскажем). Зато признание Беллинсгаузена и Лазарева первооткрывателями Антарктиды заслуженно и справедливо. Даж  если согласиться с тем, что в официальной дате 28 января 1820 года, когда произошла первая встреча с «льдинным материком», есть ряд спорных моментов, то ровно через год, 28 января 1821-го, русские моряки в солнечную погоду четко видели и даже зарисовали гористый берег. Последние сомнения исчезли: на юг простирался не просто ледяной массив, а заснеженные скалы. Открытую сушу нанесли на карту как Землю Александра I. Задокументированный факт научной экспедиции и устный рассказ американского китобоя — это несопоставимые аргументы по масштабу и достоверности. Интересно отметить, что долгое время Земля Александра I считалась частью материка, и лишь в 1940 году выяснилось, что она — остров: под многометровой толщей шельфового льда был обнаружен пролив, отделяющий ее от континента. Но до появления соответствующих технологий знать об этом, разумеется, никто не мог.

Фаддей Беллинсгаузен

Выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен по происхождению — остзейский немец. Он родился на острове Эзель (ныне эстонский Саарема) 9 (20) сентября 1778 года в дворянской семье; его настоящее имя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен.

В 11-летнем возрасте Фабиан Готтлиб Таддеус, взявший русское имя Фаддей, поступает в Морскойкорпус. Морская карьера ему была предопределена судьбой. Позже он говорил о себе так: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».

В 1795 году Беллинсгаузен становится гардемарином, в следующем году совершает дальнее плавание к берегам Англии, а в 1797-м производится в мичманы и в течение нескольких лет служит на судах эскадры Балтийского флота.

В 1803–1806 годах мичману Беллинсгаузену посчастливилось участвовать в первом кругосветномплавании русских судов. На шлюпе «Надежда» он обошел вокруг Земного шара и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном» — так охарактеризовал его капитан «Надежды» и начальник экспедиции И.Ф. Крузенштерн. Кстати, большинство карт, вошедших в «Атласк путешествию вокруг света капитана Крузенштерна», были выполнены рукой будущего первооткрывателя Антарктиды.

По окончании плавания Фаддей Беллинсгаузен получает чин капитан-лейтенанта. В 1809–1819 годах он командует кораблями — сначала корветом «Мельпомена» на Балтике, а затем фрегатами «Минерва» и «Флора» на Черном море, принимает участие в боевых действиях у Кавказского побережья.

В 1819 году капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена назначают начальником кругосветной антарктической экспедиции. При этом «Беллинсгаузену сильными лицами масонства было вменено в обязанность отыскать у Южногополюса остров Гранде, где в пещере, посреди неугасаемого огня, находится Книга Бытия, охраняемая духами тьмы». Не смейтесь: это цитата не из бульварной газеты, а из солидной 15-томной «Историярусской армии и флота», изданнойнакануне Первой мировой войны. А автор процитированной главы — известный историк Российского флота лейтенант Николай Каллистов (1883–1917 гг.). Просто надо иметь в виду, что два столетия назад представления о южном полушарии были настолько туманными, что в сознании даже просвещенных людей научные знания легко уживались с мистикой и разного рода нелепицами.

Итоги экспедиции, продолжавшейся с июня 1819 года по август 1821-го, нам уже известны. По возвращении в Кронштадт Беллинсгаузен был произведен в капитаны 1-го ранга, а через два месяца — в капитан-командоры. За «беспорочную выслугу в офицерских чинах 18-ти шестимесячных морских кампаний» он стал кавалером ордена Св. Георгия IV степени.О ходе беспримерной экспедиции и ее результатах он написал книгу «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов». Правда, издана она была лишь в 1831 году — через 10 лет после завершения плавания.

Вся дальнейшая карьера Беллинсгаузена — многочисленные плавания, строевая служба, участие в боевых действиях. В 1822 – 1825 годах он занимает береговые должности, но после производства в контр-адмиралы в течение следующих двух лет командует отрядом судов в Средиземном море. В 1828 году, будучи командиром Гвардейского экипажа, он вместе со своими подчиненными сухим путем проходит из Санкт- Петербурга до Дуная и участвует в войне с Турцией. На Черном мореон руководит осадой Варны и других турецких крепостей, за что его награждают орденом Святой Анны I степени.

В декабре 1830 года Беллинсгаузен становится вице-адмиралом и назначается начальником 2-й дивизии Балтийского флота, ежегодно совершает с ней плавания по Балтике. В 1839 году он занимает высший строевой пост — его назначают главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Ежегодно с весны по осень он также является командующим Балтийским флотом. В 1843 году его производят в полные адмиралы, а в 1846 году награждают орденом Св. Владимира I степени.

Адмирал М.П. Лазарев впоследствии вспоминал о Беллинсгаузене как о «искусном, неустрашимом моряке», который при этом был «теплой души человеком». Фаддей Фаддеевич обладал редкими для своего времени качествами: широким кругозором, высоким культурным уровнем, гуманным отношением к нижним чинам. Он стал основателем Кронштадтской морской библиотеки — одной из крупнейших в России. В том же Кронштадте он значительно улучшил условия жизни экипажей судов, занимался постройкой казарм и госпиталей, озеленением города, добился увеличения мясного пайка для матросов. По словам морского историка Е.Е. Шведе, после смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следу- ющего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

Михаил Лазарев

Михаил Петрович Лазарев — выдающийся российский фло- товодец, мореплаватель и исследователь, командующий Черноморским флотом. Он родился 3 (14) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. После смерти отца он в феврале 1800 года вместе с братом Алексеем был зачислен в Морской корпус. В 15-летнем возрасте Михаил был произведен в гардемарины и в числе 30 лучших воспитанников корпуса был направлен волонтером в английский флот. Там он прослужил 5 лет, побывал во многих странах, получил чин мичмана британского флота. Попутно он самостоятельно занимался изучением разных наук, в том числеистории и этнографии.

В мае 1808 года Михаил Лазарев вернулся в Россию, был произведен в мичманы и затем служил на кораблях Балтийского флота. Он участвовал в Русско-шведскойвойне и Отечественной войне 1812года.

В 1813 году двадцатипятилетний Лазарев был назначен командиром только что построенного корабля «Суворов», на котором он совершил первое кругосветное плавание. Путешествие на Аляску и обратно длилось 2 года. В Тихом океане Лазарев открыл новый атолл, не обозначенный на картах и названный им, как и корабль, в честь Суворова.

Через 4 года Михаил Лазарев был назначен командиром шлюпа «Мирный», на котором ему предстояло принять участие в антарктической экспедиции. Поскольку второе судно, «Восток», долго оставалось без командующего, большая часть подготовки к плаванию легла на плечи лейтенанта Лазарева.

По итогам экспедиции капитана шлюпа «Мирный» произвели в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта. Таким образом был оценен вклад мореплавателя в осуществление беспримерного кругосветного плавания.

В 1822–1825 годах Михаил Лазарев совершил третье путешествие вокруг света, будучи командиром фрегата «Крейсер». Он снова посетил Русскую Америку, где занимался охраной территориальных вод от браконьеров и борьбой с контрабандистами. По возвращении он 13 сентября 1825 года был произведен в чин капитана 1-го ранга и награжден орденом Св. Владимира III степени. А в следующем году его назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового 74-пушечного корабля «Азов».

Именно с этим кораблем связана еще одна яркая страница биографии М.П. Лазарева. 20 октября 1827 года произошел знаменитый Наваринский бой, в котором русская, английская и французская эскадры разгромили турецко- египетский флот. «Азов» под командованием Лазарева оказался в самом эпицентре сражения. Он вел бой одновременно с пятью кораблями противника, и все они в итоге были уничтожены метким огнем русских комендоров. За проявленный героизм «Азов» удостоился высшей награды — кормового Георгиевского флага. А Лазарева «за отличие» произвели в контр-адмиралы.

В 1828–1829 годах М.П. Лазарев действовал на Средиземном море, руководил блокадой Дарданелл. А в 1833-м он возглавил Черноморский флот и оставался в должности командующего 18 лет, до самой смерти. За эти годы Михаил Петрович сделал очень много: реформировал управление, создал новую систему обучения матросов, радикально улучшил инфраструктуру Севастополя. Он воспитал целую плеяду моряков, прославивших Российский флот. Среди них — П. Нахимов, В. Корнилов, В. Истомин, Е. Путятин; все они в разное время служили вместе с Лазаревым и под его на- чалом. Активная деятельность адмирала на высоком посту принесла свои плоды: Черноморский флот преобразился и стал соответствовать самым современным требованиям.

Семьей М.П. Лазарев обзавелся довольно поздно. В 1835 году он женился на Екатерине Фан-дер-Флит, дочери губернатора Архангельска. В браке родились 6 детей, но двое из них умерли в детском возрасте.

В 1843 году Михаил Петрович был произведен в полные адмиралы. В конце жизни он тяжелозаболел, но продолжал неустанно работать. Поберечь себя и хотя бы немного отдыхать его даже просил лично Николай I.

М.П. Лазарев умер от рака желудка 11 апреля 1851 года в Вене, куда он с супругой и дочерью отправился на лечение. Позже тело прославленного мореплавателя и флотоводца перевезли на родину и похоронили в склепе Владимирского собора в Севастополе.

Любопытно, что 18 (30) января 1820 года, то есть всего лишь через два дня после открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым, на другом краю материка английский бриг «Уильямс» под командованием капитана Эдварда Брэнсфилда приблизился к Антарктическому полуострову, и с его борта были видны «высокие горы, покрытые снегом». Это дало Брэнсфилду право претендовать на роль первооткрывателя южного континента. Однако судовой журнал брига, якобы направленный в британское Адмиралтейство, был утерян, и никаких доказательств сделанного открытия, кроме слов капитана, история не сохранила.

Похожую историю поведал и капитан американского зверобойно наблюдал побережье Антарктического полуострова. Однако подробного описания его плавания не сохранилось. Палмер занимался промыслом тюленей, и его интересовала прежде всего коммерческая выгода, а не лавры первооткрывателя новых земель.

Первым человеком, ступившим на землю — вернее, лед — южного континента, по всей вероятности, стал американский зверобой Джон Дэвис. 7 февраля 1821 года он высадился с промыслового судна «Сесилия» на берег в Западной Антарктиде. Точное место высадки неизвестно, но предполагается, что она произошла в заливе Хьюз. Впрочем, сей факт тоже никак не за документирован и приводится лишь со слов моряка, поэтому многие историки его не признают.

Вызывает некоторые сомнения и факт высадки на материк французских моряков в ходе кругосветной экспедиции 1837–1840 годов на корветах «Астроляб» («L’Astrolabe») и «Зелэ» («Zélée») под командованием Жюля Себастьена Сезара Дюмон-Дюрвиля.

В январе 1840 года корабли вплотную подошли к неизвестному ранее берегу Антарктиды, который был обследован и назван Дюмон-Дюрвилем в честь своей жены Землей Адели. Другой участок восточного побережья получилназвание Берег Клари — по именисупруги капитана корвета «Зелэ». На открытых территориях моряки водрузили французские флаги, хотя документального подтверждения этому нет. Тем не менее, во Франции Жюля Дюмон-Дюрвиля часто называют первооткрывателем шестого континента. Мотивировка такова: французский мореплаватель не просто увидел Антарктиду со стороны, но высадился на берег и подробно обследовал его. Однако при этом забывают, что к моменту начала его экспедиции о существовании ледяного материка уже было хорошо известно, а сам Дюмон-Дюрвиль использовал карты, выполненные его многочисленными предшественниками.

Почти одновременно с путешествием Дюмон-Дюрвиля проходила масштабная Британская антарктическая экспедиция 1839-1843 годов на кораблях «Эребус» («Erebus») и «Террор» («Terror»). Руководил экспедицией капитан Джеймс Кларк Росс.

Это плавание внесло большой вклад в изучение Антарктиды. Были открыты море Росса, вулканы Эребус и Террор, названные в честь кораблей экспедиции, исследованы берега Земли Виктории, подготовлен и издан 6-томный труд «Флора Антарктики». Правда, в самой Антарктиде Росс не высаживался.

Любопытно, что первая подтвержденная высадка на ледовый континент состоялась лишь 24 января 1895 года. Норвежец Карстен Эгеберг Борхгревинк, прибывший на китобойной шхуне «Антарктика», официально вошел в историю как первый человек, побывавший на прежде недоступной земле Terra Australis Incognita. И он сталпоследним в списке претендентов на право считаться первооткрывателем Антарктиды…

В самом конце XIX века в истории освоения ледового континента начался новый этап, известный как «Героический век антарктических исследований» (Heroic Age of Antarctic Exploration). На несколько десятилетий Антарктида из объекта научных исследований превратилась в поле столкновения национальных амбиций. Одна за другой организовывались экспедиции, сюда потянулись жаждавшие славы любители экстремальных приключений — как отважные путешественники, так и откровенные авантюристы.

Наиболее ярко эти веяния проявились в борьбе за покорение Южного полюса, превратившейся в своего рода противоборство наций. Между экспедициями норвежца Руаля Амундсена и британца Роберта Скотта развернулась настоящая гонка: кто первый? Победил в ней Амундсен: он достиг полюса 14 декабря 1911 года. Через месяц, 18 января 1912-го, его достижение повторил и англичанин. Однако назад группа Скотта не вернулась: на обратном пути она погибла.

В невероятно сложной ситуацииоказалась команда британскойТрансантарктической экспедиции1914–1917 годов, которую возглавлял опытный путешественник Эрнест Шеклтон. Экспедиционное судно «Эндьюренс» («Endurance») было раздавлено льдами, и его экипажу предстояла долгая изнурительная борьба за выживание. Но несмотря ни на что, люди выстояли. Однако на фоне бушевавшей мировой войны их героическая эпопея осталась почти не замеченной.

В межвоенный период лидером в области исследования Антарктики стали США. С 1928-го по 1947 год состоялись четыре экспедиции под руководством известного полярного исследователя адмирала Ричарда Берда. Правда, в 1940 году одна из них закончилась полным провалом.

Гигантский колесный чудо-вездеход Antarctic Snow Cruiser («Антарктический снежный крейсер»), на котором планировалось пересечь континент, оказался для этой цели абсолютно непригодным и был брошен.

«Мирный континент»

В 1955 году начала действовать Советская Антарктическая экспедиция, которую возглавил из- вестный ученый-океанолог Михаил Сомов. 5 января следующего года дизель-электроход «Обь» высадил первую группу советских полярников в Антарктиде. А 13февраля была основана первая от-ечественная антарктическаястанция. Она получила символичное имя «Мирный»: с одной стороны, в честь корабля Михаила Лазарева, с другой — как бы подчеркивая мирный характер пред- стоящих научных исследований. Весной со станции вглубь материка отправился санно-тракторный поезд. А после 370-километрового похода была создана вторая советская полярная станция — «Пионерская». Она стала первой в истории Антарктиды, расположенной вдали от берега.

В 1958 году советские полярники под руководством Евгения Толстикова покорили Южный полюс недоступности — наиболее удаленную от берегов океана точку, в которой до них не бывал еще ни один человек.

В 1959 году был заключен международный договор, провозгласивший Антарктику демилитаризованной зоной. На ее территории запрещено размещать оружие и добывать полезные ископаемые.В 1980-е годы Антарктиду объявили еще и безъядерной зоной, что исключило появление в ее водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков. Кстати, атомный реактор в Антарктиде был: он работал на американской станции Мак-Мердо с 1960 по 1972 годы.

Антарктида не принадлежит ниодному государству, хотя ряд странрегулярно заявляет о своих пре- тензиях на часть ее территории.

В настоящее время на шестом континенте работают 90 постоянных или сезонных полярных стан-ций (не считая закрытых). Они принадлежат 30 странам мира.

Подледное озеро Восток. Восток — так называется крупнейшее подледниковое озеро в антарктиде. По размерам оно сравнимо с ладожским озером — самым большим в Европе. оно расположено в районе антарктической станции Восток под ледяным щитом толщиной около 3800 м и имеет размеры приблизительно 280×55 км. предполагаемая площадь озера — 15,5 тыс. кв. км, глубина — более 1200 м. Бурение скважин сквозь четырехкилометровую толщу льда продолжалось в общей сложности более 20 лет. наконец, 5 февраля 2012 года российские ученые со станции «Восток» достигли вод озера. актуальность исследования озера Восток определяется, прежде всего, тем, что оно потенциально представляет собой уникальную водную экосистему, изолированную от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. по словам директора Института географии ран Владимира Котлякова, «проникновение в которой до них не бывал еще ни в подледное озеро Восток в Антарктике — это большое мировое один человек. достижение, по своему масштабу сопоставимое с высадкой на марс».

Эта уникальная Антарктида

Климат шестого континента отличается необычайной суровостью, особенно в его центральной части. Здесь, на японской станции «Купол Фудзи»,в декабре 2013 года была зафиксирована самая низкая температура на планете — минус 91,2 градуса по Цельсию.

Более чем 99% поверхности Антарктиды покрыто льдами. Их толщина достигает 4,5 километра! В ледниковом покрове континента находится, по разным данным, от 70 до 90 процентов запасов пресной воды планеты.

Если вдруг весь лед Антарктиды растает, уровень мирового океана поднимется примерно на 60 метров.

Море Уэдделла в Антарктиде признано самымчистым в мире. Вода в нем настолько прозрачна, чтосквозь ее толщу можно увидеть предметы, находящиеся на глубине 80 метров.

На территории материка найдены каменный уголь, железная руда, слюда, медь, свинец, цинки графит. Однако в соответствии с международнымдоговором 1991 года, добыча любых полезных ис- копаемых в Антарктиде запрещена.

По другому международному соглашению, подписанному в 1994 году, в Антарктиду нельзя ввозить чужеродных животных. Так что путешествия по континенту на собачьих упряжках остались в прошлом.

Самая известная река Антарктиды — Оникс. Ее длина почти 40 км, но течет она лишь два летнихмесяца. А еще есть ледник, который дает начало такназываемому Кровавому водопаду. Из-за высокого содержания железа вода в нем имеет кроваво-рыжий цвет. И она, кстати, никогда не замерзает.

На территории Антарктиды растут 2 вида цветов, около 100 видов мхов и 200 видов лишайников.

В мезозойскую эру Антарктида была покрыта лесами, в которых жили доисторические животные.Ученые обнаружили на ледяном континенте даже окаменевшие останки динозавров.

Антарктические айсберги иногда достигают поистине исполинских размеров. Так, один из них, отколовшийся в 2000 году, имел длину около 300км, ширину 37 км и вес три миллиарда тонн! По площади айсберг был больше, чем остров Ямайка. По некоторым сведениям, его осколки не растаяли по сей день.

Эмилио Марко Пальма — первый человек, родившийся в Антарктиде. Младенец появился на светв январе 1979 года на аргентинской станции Эсперанса, расположенной на Антарктическом полуострове.

В Антарктиде функционируют несколько христианских церквей, в том числе русский православный храм Святой Троицы на полярной станции «Беллинсгаузен».

Любопытный факт: в Антарктиде не разрешают работать людям у кого не удалены зубы мудрости и аппендикс.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

История | 31.03.2020 №1 /март-апрель 2020/