Судостроение   №6/январь-февраль 2023/

Импортозамещение: «нужно быть на шаг впереди»

Импортонезависимость начинается примерно с 70% собственного и локализованного производства, каждый день на этом пути делается очередной шаг

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Главная цель программы импортозамещения — обеспечение технологического суверенитета России. В то же время ни одна страна мира не способна провести импортозамещение полной номенклатуры судового оборудования. Импортонезависимость начинается примерно с 70% собственного и локализованного производства. Каждый день на этом пути делается очередной шаг.

То, что российскому судостроению не избежать импортозамещения, стало ясно вскоре после возвращения Крыма в состав РФ. Тогда под санкции попало оборудование для кораблей и судов специального назначения, которые строились на верфях корпорации ОСК. В 2015 году Минпромторг инициировал исследования рынка российского оборудования, для чего на базе АО «ЦНИИ «Курс» был запущен пилотный проект по созданию судна с максимальным уровнем импортозамещения комплектующих. Результат этих исследований показал, с одной стороны, большую зависимость наших верфей от иностранных проектов, оборудования и сервиса и, с другой, малую вовлеченность в отраслевую кооперацию российских производителей судового оборудования. При этом эксперты отмечали, что по некоторым позициям отечественные аналоги не только не уступали импортным, но даже превосходили их по качеству исполнения. Впрочем, редкие преимущества терялись на фоне глобального дефицита современных двигателей, движительно-рулевых комплексов, навигационного оборудования, при этом традиционно хромал сервис, не в силах обеспечить верфи комплектными поставками судовых систем.

В 2017 году Минпромторг поддержал идею организовать информационно-аналитический центр импортозамещения судового оборудования на базе ЦНИИ «Курс», позднее в его название добавилось слово «локализация», или «приземление» иностранных компаний на территории Российской Федерации. Цель центра, по словам его руководителя Дмитрия Стоянова, «состоит в том, чтобы централизованно продвигать интересы отечественных компаний путем доведения их продукции до конкурентного уровня и укрупнения поставки с учетом объединения компетенций». А объединять и продвигать есть что: на сегодняшний день в России около 2000 компаний имеют в качестве основного вида деятельности «судостроение» или «судоремонт», из них примерно 120 — крупные заводы и верфи, 40 — конструкторские бюро, 15 — научно-исследовательские центры. Практически весь (до 85%) судостроительный комплекс находится в государственной собственности.

ЦНИИ «Курс» стал разработчиком известного постановления № 719, в котором были определены правила игры для верфей и российских поставщиков оборудования. Новые требования коснулись и иностранных компаний, которым, несмотря на давление евробюрократов, было невыгодно покидать стремительно развивающий российский судостроительный рынок…

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Судостроение | 27.01.2023 №6/январь-февраль 2023/