Судостроение   №1 /март-апрель 2022/

Реформы выходят на второй этап

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предполагает продолжение процесса реформирования отрасли

Минсельхоз вынес на обсуждение Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который предполагает продолжение процесса реформирования отрасли, начавшийся в 2017 году. В нем много важных изменений, которые еще будут обсуждаться и, возможно, корректироваться. Как это не удивительно, но за пять прошедших лет, несмотря на явные положительные результаты реформирования и наглядные уроки, которые преподнес Covid-19, аргументация против изменений совсем не изменилась. Правда, теперь и у сторонников курса реформирования появилось гораздо больше уверенности, что развал отрасли, о котором много говорили в 2016–2017 годах, точно не грозит.

Корабли для Дальнего Востока

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, перед отраслью стоит задача выполнения Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года, которая утверждена правительством 26 ноября 2019 года, но при ограниченности ресурсной базы достигнуть намеченных целей возможно только за счет обновления производственных фондов, которые повысят эффективность деятельности. Для этого необходимо структурно изменить само производство, повысить степень и глубину переработки сырья, обеспечив тем самым большую добавленную стоимость. Ранее до 2017 года рынок развивался за счет экспорта сырья и повышения розничных цен, его отдача для государства была низкой.

Законопроект предлагает с 2023 года запустить второй этап инвестиционных квот для постройки современных судов на Дальнем Востоке, для чего использовать еще 20% ОДУ, выделяемых для рыболовных компаний. Эту долю разделят пополам — одна часть пойдет на строительство судов, вторая — на крупные береговые заводы. Последнее особенно актуально в свете нестабильных закупок Китаем наших уловов.

«Механизм инвестиционных квот показал свою эффективность. На отечественных верфях строится 100 судов. По сути дела, мы глобально обновляем, модернизируем наши основные производственные мощности,  — подчеркнул глава Росрыболовства Илья Шестаков. — Такого современного флота не будет ни  в одной рыбодобывающей стране. И, конечно, нам надо  продолжить это направление, надо думать не только о флоте, но и о рыбоперерабатывающих заводах».

Второй этап, который должен завершиться в 2027–2028 годах, предполагает строительство еще порядка 30 новых судов для Дальнего Востока и 8–10 крупных рыбоперерабатывающих заводов, что создаст около 4 тыс. новых рабочих мест. Объем инвестиций составит около 200 млрд руб. Доля продукции глубокой переработки будет доведена до 80% с нынешних 25%.

Собственно, если первый этап инвестиционных квот позволит в Северо-Западном регионе России обновить до 80% флота, то второй этап доведет до этого показателя и Дальний Восток, который особенно важен для рыбной отрасли страны.

При этом, правда, возникает вопрос компенсаций участникам первого этапа инвестиционных квот, поскольку у них снова забирают определенную долю объема. Для этого в законопроекте предлагается дать им дополнительно 4% от квоты, что позволит компенсировать потерю.

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Судостроение | 04.04.2022 №1 /март-апрель 2022/