75-летие Победы   №2 /май-июнь 2020/

Торпеды к бою!

О жизненном пути отважного моряка, который в годы Великой Отечественной войны воевал и совершал подвиги на море

В годы Великой Отечественной войны звания дважды Героя Советского Союза были удостоены 7 моряков. Пятеро из них — морские летчики, они бились с врагом в воздухе, еще один был разведчиком и сражался на суше. И только один из них воевал и совершал подвиги на море. Его имя — Александр Осипович Шабалин. Жизненный путь отважного моряка по-своему уникален: от юнги рыболовного траулера до контр-адмирала Советского ВМФ.

Текст: Антон Костин

Александр Шабалин родился в деревне Юдмозеро Онежского района Архангельской области 22 октября (4 ноября) 1914 г. в крестьянской семье. А с 17 лет его жизнь оказалась накрепко связана с морем. В 1931 г., окончив семилетку, Шабалин уехал в Мурманск и поступил на рыболовный траулер РТ-5 «Краб» юнгой. Вскоре он стал матросом, затем тралмейстером.

«На судне Сашу любили. Он ловко шкерил рыбу, был весел и, если попросить, мог с легким сердцем отстоять вахту за товарища, — так о рыбацкой юности Шабалина писал известный журналист Тимур Гайдар. — Ему нравилось смотреть на море, наблюдать за его повадками, запоминать направления ветров и течений. В памяти отпечатывались очертания отлогих холмов Кильдина, хребтов Рыбачьего, берега острова Медвежьего, встающие из воды отвесно, как стены крепости. Знать о море хотелось больше и больше. Александр поступил в морской техникум.

В 1936 году, когда Шабалина призвали служить на флот, он был уже опытным, видавшим виды моряком».

Командир торпедного катера А.О. Шабалин

Да, в свои 22 года Александр Шабалин с полным правом мог именоваться настоящим морским волком, испытавшим на себе полярные шторма, свирепые ветры и ледяные волны. Перед тем как надеть военную форму, он уже был штурманом траулера РТ-11 «Ваер».

Военная служба Шабалина началась с учебы в Электромеханической школе в Кронштадте. Потом была бригада торпедных катеров на Балтике и перевод на хорошо знакомый ему Север. В мае 1939 г. он получает звание младшего лейтенанта, а в мае 1941-го становится лейтенантом. Во время Советско-финляндской войны Шабалин командует дивизионом мобилизованных сейнеров и мотоботов, использовавшихся для охраны конвоев и разведки.

22 июня 1941 г. лейтенант Шабалин встретил в Кронштадте. Но после недолгой службы командиром торпедного катера на Балтике его вернули на Северный флот. Ему как знатоку северного театра поручили проверить возможность боевого применения катеров в полярных водах.

Дело в том, военно-морские силы на Севере были довольно малочисленными, и быстро усилить их представлялось возможным лишь за счет «москитного флота». Но торпедные катера того времени, даже самые большие типа Д-3, мало подходили для Баренцева моря. Катера имели деревянные корпуса и недостаточно мощные двигатели, что в условиях сильного волнения и обледенения снижает их скорость и исключает возможность использования в роли ударной силы. По крайней мере, так считали многие военно-морские авторитеты.

Однако Шабалин доказал обратное. В ночь на 12 сентября 1941 г. он, командуя торпедным катером ТКА-12, в паре с катером ТКА-11 атаковал вражеский конвой, шедший из Киркинеса. Советские

моряки применили тактический прием, оказавшийся для немцев неожиданным: они вышли в атаку со стороны берега. ТКА-12 выпустил торпеды по транспорту, ТКА-11 — по кораблю охранения. Через 30 секунд после залпа раздались два взрыва. Вспышки и два

столба дыма свидетельствовали, что атака оказалась успешной. На отходе катера попали под огонь кораблей эскорта (в частности, на ТКА-12 был перебит маслопровод), но благополучно вернулись в базу.

5 октября лейтенант Шабалин участвовал в перехвате еще одного вражеского конвоя. Торпеда, выпущенная катером ТКА-12, поразила цель, и та быстро пошла ко дну. Потопленный пароход приняли за войсковой транспорт, но на самом деле им оказался траулер «Бьёрнунген». Тем не менее, дерзкие рейды советских катерников заставили противника действовать осторожнее и существенно усилить эскорт конвоев.

«Летящие по волнам деревянные скорлупки стали на флоте символом стремительности атак, ярости, упорства и большого морского мужества.

Ибо у них не было брони, чтобы укрыть своих людей от осколков.

Они не могли противопоставить главному калибру и шквалу скорострельных пушек свою огневую мощь.

Слишком многого они не могли…

Но у них было другое оружие — скорость. Скорость, помноженная на мужество. Скорость плюс мастерство. Скорость, сложенная с яростью: катерники знали, с кем воюют, и знали, что не победить в этой войне нельзя». Столь ярко и эмоционально написал о североморских катерниках журналист Анатолий Елкин в очерке «Полярная быль».

В феврале 1942 г. Шабалин стал старшим лейтенантом, а в июле — командиром катера ТКА-13 и одновременно командиром звена.

Помимо торпедных атак катера Северного флота выполняли много самой разнообразной работы: ходили в дозоры, прикрывали минные постановки, спасали летчиков сбитых над морем самолетов, высаживали на неприятельский берег разведгруппы. Только в мае — июне 1943 г. ТКА-13 спас 6 советских пилотов.

Однажды катер Шабалина, сняв разведчиков после выполнения ими задания, попал под налет вражеской авиации. ТКА-13 получил 80 пробоин и чуть было не затонул, но его командир вовремя посадил катер на мель. Во время отлива пробоины заделали подручными средствами, после чего Шабалину удалось привести катер в базу.

В апреле 1943 г. катера ТКА-13 старшего лейтенанта А.О. Шабалина и ТКА-14 лейтенанта Д.Ф. Колотия вышли на перехват очередного конвоя. Обнаружив в глубине залива Маативуоно два неприятельских транспорта с многочисленным эскортом, советские катера прижались к берегу и, когда ничего не подозревавший враг приблизился, внезапно атаковали. Гитлеровцы спохватились и открыли ураганный огонь. ТКА-13 получил несколько пробоин, но Шабалин, умело маневрируя, поставил дымовую завесу, укрывшую оба катера. Немцам пришлось стрелять наугад. И когда из дымзавесы выскочил ТКА-14, это оказалось для них полной неожиданностью. Колотий выпустил торпеды — по одной в каждый транспорт, совершил циркуляцию и лег на обратный курс.

Это была самоубийственная атака. По всем законам, вырваться живыми из залива советские катерники не могли. Пять вражеских катеров, составлявших эскорт конвоя, бросились в погоню; в придачу открыла огонь и начала пристрелку немецкая береговая батарея. Казалось, что советские моряки попали в ловушку. Но Шабалин поступил дерзко и нешаблонно — он устремился к берегу, в сторону береговой батареи. Преследователи сбавили ход: попасть под огонь своих же орудий им не хотелось. А советские катера, маневрируя на высокой скорости и сбивая прицелы береговой артиллерии, прорвались сквозь огневую завесу и вышли в открытое море.

В сентябре–декабре 1943 г. Александр Шабалин участвует в трех атаках на вражеские конвои. Наиболее жарким оказался бой 22 декабря. В этот день наша воздушная разведка обнаружила конвой из трех транспортов, 11 кораблей и 10 катеров охранения, направлявшийся к Варангер-фьорду. На его перехват вышел отряд из пяти торпедных катеров под командованием капитана 2-го ранга В.А. Чекурова. Однако входивший в его состав ТКА-13 старшего лейтенанта Шабалина из-за выявленной неисправности вынужден был вернуться в Пумманки. Остальные катера встретились с конвоем, но были обнаружены неприятелем и вступили в бой с превосходящими силами эскорта. В неравном сражении геройски погиб ТКА-14. Но несмотря на численное преимущество, двум советским катерам — ТКА-12 и ТКА-22 — все же удалось приблизиться на дальность торпедного выстрела и применить свое смертоносное оружие. Торпеды, выпущенные «двенадцатым», поразили вражеский сторожевой корабль. Но и сам катер сильно пострадал, а его командир —  старший лейтенант Г.М. Паламарчук — был ранен в обе ноги. Тем не менее, катеру ТКА-12 удалось вырваться из самого пекла и благополучно вернуться в базу.

Посчитав, что сражение закончилось, немцы несколько расслабились. И напрасно: в 21:25 на маршруте следования конвоя появился торпедный катер Шабалина. Невероятно, но экипаж ТКА-13 в кратчайший срок сумел исправить повреждения, полным ходом примчаться к месту недавнего боя и атаковать врага! Под прикрытием темноты катер незаметно подкрался к конвою и выпустил обе торпеды. Прогремели два взрыва, и транспорт «Марие» отправился на дно. Пока противник разобрался, в чем дело, ТКА-13 успел раствориться в темноте полярной ночи… За этот бой старшие лейтенанты А.О. Шабалин и Г.М. Паламарчук 22 февраля 1944 г. были удостоены звания Героя Советского Союза. В представлении к званию о Шабалине говорилось: «…за два года Великой Отечественной  войны он произвел 82 боевых  выхода на коммуникации противника, потопил 7 транспортов и кораблей, сбил в неравном бою несколько самолетов, участвовал в минных постановках».

В апреле того же года капитан-лейтенант Шабалин стал командиром 2-го отряда, а в мае — командиром 1-го отряда 1-го дивизиона бригады торпедных катеров Северного флота. Под его руководством и при его непосредственном участии на коммуникациях противника были выставлены пять активных минных заграждений. Также торпедные катера продолжали регулярно доставлять на вражеский берег разведгруппы и наблюдателей.

Кстати, Шабалину неоднократно доводилось высаживать в тылу врага отважного разведчика морской пехоты Виктора Николаевича Леонова. В этих рискованных походах и родилась их боевая дружба. Впоследствии им обоим суждено будет стать дважды Героями Советского Союза…

7 октября 1944 г. началась наступательная Петсамо-Киркинесская операция, в ходе которой территория советского Заполярья была полностью очищена от вражеских войск. В ожесточенных боях, продолжавшихся три недели, Карельскому фронту активно помогал Северный флот. И снова отличились торпедные катера отряда капитана 3-го ранга А.О. Шабалина. Ночью 13 октября они под сильным огнем врага первыми ворвались в порт Линахамари и высадили передовую группу десанта. Затем Шабалин на своем катере дважды выходил к входу в Печенгский залив, чтобы встретить два других десантных отряда и провести их к порту. Этот десант сыграл важную роль во всей операции: он захватил важные пункты Линахамари, с помощью авиации отбил контратаки и создал плацдарм для дальнейшего наступления. 16 октября в Линахамари прибыли корабли Северного флота — этот порт стал их передовой базой.

За участие в Петсамо-Киркинесской операции Александр Осипович Шабалин указом Президиума Верховного Совета СССР был второй раз удостоен звания Героя Советского Союза.

В апреле 1945 г. отряд капитана 3-го ранга Шабалина перевели на Балтику, но принять участия в боях он уже не успел. День Победы североморские катерники встретили в Паланге.

А.О. Шабалин командовал различными соединениями торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота до 1957 г. Одновременно он упорно учился, получив, наконец, полноценное военно-морское образование. А затем сам перешел на преподавательскую работу. В течение последующих 11 лет капитан 1-го ранга Шабалин занимает разные должности в Высшем военно-морском училище имени Фрунзе. В 1968 г. его назначают заместителем начальника штаба Краснознаменного Северного флота по боевому управлению, а в следующем году он становится контр-адмиралом. В дальнейшем герой-катерник снова возвращается в ВВМУ им. Фрунзе и занимает должность заместителя начальника этого старейшего и самого престижного военно-морского вуза страны. Даже выйдя в 1975 г. в запас, Шабалин продолжает преподавать в училище на кафедрах тактики и морской практики. 16 января 1982 г. дважды Герой Советского Союза скончался и был похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде.

Память об отважном моряке, прошедшем путь от юнги рыболовного траулера до адмирала, жива. В честь А.О. Шабалина названы улицы Архангельска, Мурманска, Линахамари, площадь в  г. Онеге, ему посвящены памятники, бюсты и мемориальные доски. Имя героя носят на борту большой десантный корабль Балтийского флота и большой морозильный траулер Мурманского тралового флота. А прославленный торпедный катер ТКА-12 установлен в Североморске как памятник, посвященный подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

75-летие Победы | 03.06.2020 №2 /май-июнь 2020/