Рекордное количество нерестового омуля зафиксировали за последние несколько лет. Только по сравнению с прошлым годом рост на 13%. Впрочем, о снятии тотального запрета на вылов рыбы говорить еще рано.
Впервые подсчет особей проводили при помощи современной гидроакустической системы – это бесконтактный и максимально точный способ. Результаты ученых порадовали – в этом году на нерест зашло более 2 миллионов омулей. Мониторили срезу несколько рек – Баргузин, Большую Речку, Кичеру, Верхнюю Ангару и Селенгу. Но даже с такими показателями эффект не гарантирован – причина в большой воде. Рыба не смогла подняться вверх по течению.
Владимир Петерфельд, директор Байкальского филиала ФГУП «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства»: В прошлом году у нас рыба на Селенге зашла на 10% меньше, чем в этом году. Но рыба отметала икру выше города на чистых нерестилищах, где выживаемость икры на 20-30%, в некоторых случаях и до 40% выше, чем на нижних нерестилищах. В этом году, несмотря на то, что рыба зашла на 13% больше, она вся отметала икру на нижних нерестилищах. И выживаемость икры меньше.
В прошлом году в Байкал скатилось больше миллиарда личинок. Будет ли такое количество в этом – станет известно в декабре. Но, тем не менее, результаты запрета налицо.
Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства: Сокращение популяции приостановлено, сейчас мы уже видим небольшой рост. Поэтому в перспективе 2023–2025 годов в принципе считаем возможным уже опять открыть промышленное рыболовство.
Положительную динамику отмечают уже с 2016 года. Но запрет смогут снять, лишь когда общая биомасса омуля в Байкале достигнет 10 тысяч тонн.