Рыбное обозрение 13.05.2021

Из икры возродится эндемик. Как восстанавливают популяцию омуля в Байкале

В ближайшие годы могут снять запрет на промышленный вылов омуля в Байкале. Такое заявление сделал на прошедшей недавно коллегии Росрыболовства глава ведомства Илья Шестаков. Он отметил, что благоприятные прогнозы стали возможны по результатам научного мониторинга, который говорит об увеличении популяции омуля в Байкале.

Личинка начинает скат

Уточняется, что за время запрета на вылов омуля его численность увеличилась на 15-20%.

Как рассказал начальник Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Леонид Михайлик, один из факторов, поспособствовавших этому, — искусственное зарыбление озера.

— В прошлом году нам удалось заложить на инкубацию 1,2 млрд икринок омуля, — напомнил Леонид Алексеевич. — Нельзя сказать, что такой объём у нас впервые: в былые годы, когда популяция омуля в озере достигала 45-50 тысяч тонн, эти показатели были нормой. Но при запасе омуля в 8 тысяч тонн, о которых сейчас говорит наука, миллиард икринок — весомые результаты. Уверен, что отловить столько икры мы смогли благодаря введённому запрету на промышленный вылов, увеличению такс для браконьеров и усилению рыбоохраны.

Сейчас икра выклёвывается в личинку и начинается её скат по системе рыборазводного завода в Посольский сор и Селенгу. За зиму отход составил менее 10%, а значит, значительное число личинок пополнит и Посольскую прибрежную соровую систему, и Селенгинское мелководье, а в итоге даст, несомненно, большое увеличение запасов рыбы.

— Конечно, при излишках омуля в Байкале можно было бы зарыблять и Братское, и Усть-Илимское водохранилища, — говорит Михайлик. — Это было бы эффективно, поскольку в водохранилище омуль растёт быстрее, чем в Байкале, — всего 3-4 года, тогда как в озере порядка девяти лет. А далее можно перенести часть промышленного рыболовства на водохранилища.

Завалим осетриной?

Конечно, рыборазводная отрасль Байкальского региона работает не только на омуль. За годы запрета многие распробовали и хариуса, и ленка, которые являются ценными видами рыб. Их также искусственно воспроизводят и выпускают в водоёмы, причём сразу трёх регионов — Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.

По словам Леонида Михайлика, ежегодно выпускается порядка двух миллионов штук подрощенной молоди сазана, около 1,3 млн штук молоди хариуса и более 3,5 млн пеляди. Особое отношение к краснокнижному осётру. Его большое маточное стадо в девять с лишним тысяч особей обитает в тёплых водах Гусиноозёрского завода. Осётр нерестится весной, и сейчас уже начаты работы по отбору икры. Первые партии заложат на инкубацию к концу майских праздников. Выпускают осётр в основном в Селенгу, но при необходимости могут перевезти и в другие реки.

— Потребности по осётру мы закрываем. Но пока удаётся работать лишь на поддержание популяции, — подчёркивает Леонид Михайлик. — Об исключении осётра из Красной книги речи не идёт. Для этого, по данным науки, нужно выпускать порядка четырёх миллионов молоди в год.

Языком цифр

В 2017 году в Байкальском регионе заготавливали лишь 55 млн штук икринок омуля, в 2018 — 71 млн, а 2019-м — 450 млн, в 2020 — уже 520 млн, а теперь — миллиард. В 2017 году было выпущено всего 309 тысяч подрощенной молоди осётра, в 2018 — 600 тысяч, в 2019 — 530 тысяч и в 2020 — около 600 тысяч.

Всего в Байкальском регионе действуют три завода по разведению омуля — Большереченский, Селенгинский и Баргузинский. Ещё один специализируется на осётре, плюс два частных завода занимаются разведением разных видов рыб. Строить новые заводы эксперты считают нецелесообразным, поскольку имеющиеся работают не на полную мощность.

Ссылка на источник

 


Поделиться в социальных сетях: