День был посвящен вопросам территориальной идентичности. В рамках групповой и индивидуальной работы сотрудники различных филиалов Главрыбвода участвовали в практике анализа ценностей.
В рамках работы творческих мастерских делегация Главрыбвода создавала имиджевые плакаты для рассказа о своей отраслевой идентичности.
Программу экспертных встреч очередного дня «Форсажа» открыла сессия-размышление «Когнитивный суверенитет в эпоху информационных войн», которую провела в качестве модератора председатель Оргкомитета форума, президент МАКО Ольга Голышенкова. «Сегодня мы будем говорить о когнитивном суверенитете глазами профессионалов. Что это такое, как он создается и зачем нужны стратегические коммуникации в его формировании», — такой вектор дискуссии задала Ольга Голышенкова.
Свое определение когнитивному суверенитету предложил Андрей Полосин, научный руководитель проекта «ДНК России», проректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы Российской Федерации (РАНХиГС). По его мнению, под когнитивным суверенитетом стоит понимать, прежде всего, самостоятельное мышление, способность думать самому. «Если говорить об этом понятии в страновом контексте, то когнитивный суверенитет будет включать в себя все, что лежит в культурно-языковом аспекте: способность понимать мир, осознавать его в рамках культурно-языковой общности», — отметил спикер.
Антон Назаров, профессор, мастер магистратуры «Общественные связи и медиаполитика» РАНХиГС, председатель совета директоров Центра управления репутацией в качестве инструмента создания собственного когнитивного суверенитета призвал участников расширять собственные знания и критически оценивать получаемую информацию. «Чем больше вы знаете, тем сложнее вас обмануть, и тем выше уровень вашего личного когнитивного суверенитета», — отметил Антон Назаров. Ключ к решению проблемы, по мнению спикера, – это медиаграмотность — умение отличать надежный источник от ненадежного, умение критически мыслить и только после это нести в мир что-то самостоятельно.
Кермен Манджиева, вице-президент по стратегическим коммуникациям и бренду Segezha Group (АФК Система), поделилась своим видением роли стратегических коммуникаций в построении когнитивного суверенитета. По ее словам, очень важная задача стратегических коммуникаций в эпоху фейкньюс – научить сотрудников корпораций работать с информацией, проверять ее и правильно использовать в коммуникациях.
Она также обозначила взаимозависимость текущих экономических трендов с идентичностью. «Экономическая ситуация подсвечивает и помогает сформировать понимание, кто я, определить собственную идентичность. Во многом из-за экономической ситуации — удорожания авиаперелетов, роста курса валют, санкционной политики — у нас сформировался новый культурный код — появилась мода на путешествия по России, мода на российские бренды, в корпорациях возник массовый запрос на волонтерство. Именно через этот культурный код понимания собственной принадлежности к России мы и доносим до внешнего мира свою идентичность», — пояснила Кермен Манджиева.
Спикеры также размышляли на тему индивидуального и коллективного характера когнитивного суверенитета, соглашаясь, что человек не способен думать в отрыве от общества. «Когнитивный суверенитет в одном индивидууме формироваться не может, так как он принадлежит к той или иной культурно-языковой общности», — резюмировала Ольга Голышенкова.
День региональной идентичности продолжился презентацией исследования «Династии: ретроспектива и будущие поколения», которую представил участникам Юрий Лязер, вице-президент Ассоциации «ЭРА России». Он представил участникам форума проект «Трудовые династии – 100 лет в электроэнергетике», нацеленный на повышение престижа профессий электроэнергетической отрасли и популяризацию рабочих специальностей, формирование династийной идентичности. Спикер подробно рассказал о целях проекта, среди которых формирование общих для отрасли ценностей, привлечение внимания к историческому наследию и проблеме сохранения трудовых традиций, возрождение уважения к профессиональным династиям». «Это первый отраслевой проект по сбору и обобщению информации о трудовых династиях, не имеющий аналогов в отрасли», — отметил Юрий Лязер.
Традиционный формат кейс-шоу «От первого лица» был посвящен вопросам территориальной идентичности. О его сложном и многогранном контексте предложила порассуждать участникам дискуссии модератор разговора Ольга Голышенкова.
Говоря об особенностях идентичности, заместитель губернатора Калужской области Константин Горобцов отметил, что неотъемлемой частью калужской идентичности является гордость и любовь к своей земле, которые прослеживаются с первых минут знакомства с каждым калужанином. «Простой пример: соседи в Калуге знают друга друга, соседи в Москве – нет», — отметил спикер. Он также обозначил важность закрепления перечня духовно-нравственных ценностей президентским указом для формирования идентичности российской молодежи. «Это первый документ за многие годы, который, образно говоря, ударил кулаком по столу и сказал: «Мы – Россия, мы едины, давайте объединяться». Именно благодаря последним государственным решениям, у нас появилась уверенность в будущем, в нашей молодежи», — заявил вице-губернатор Калужской области. «Сегодня нам нужен человек, который любит свою семью, свою Родину и предан своим близким людям», — резюмировал Константин Горобцов.
Андрей Полосин в своем выступлении обозначил ряд признаков общей территориальной идентичности: «Нас объединяет цель, язык, привычки, ответственность за страну». При этом, по мнению Андрея Полосина, можно выделить такое понятие как персональная карта идентичности. «Наша персональная карта – у нас в голове, наша идентичность зависит от количества «загруженных» пространств, мест, где человек приобрел какой-то опыт», — полагает научный руководитель проекта «ДНК России». «В мире всегда побеждают те, у которых больше знаний. Тот, кто больше знает, тот обладает безусловным преимуществом», — отметил Андрей Полосин.
Дмитрий Григорьев, заместитель управляющего Калужского отделения Среднерусского банка ПАО «Сбербанк», представил свой взгляд на региональную идентичность в разрезе работы корпоративного бизнеса. По его словам, корпоративные стандарты и бизнес-задачи одинаковы для всех отделений во всех регионах, а подходы к управлению унифицированы. При этом спикер отдельно остановился на проблематике корпоративной окрашенности регионов, которая также сказывается и на идентичности его жителей. «Очень важно разделять города и регионы, где присутствуют большие социально-ответственные корпорации, которые вкладывают в образование, медицину, инфраструктуру, обеспечивают стабильность персонала и человеческих ресурсов, и регионы, где все эти задачи ложатся на плечи малого предпринимательства и местных властей, не обладающих такими ресурсами», — отметил Дмитрий Григорьев.
Вечером к участникам форума приехал актёр театра и кино, певец, музыкант, педагог, народный артист России Дмитрий Певцов. Творческую встречу в формате открытого интервью провела с артистом Ольга Голышенкова. О том, что значит быть русским, о жизненных ценностях, подходах к воспитанию будущего поколения, перспективах российской культуры, искусства и многом другом почти два часа шел интересный разговор на поляне «Форсажа».
В течение дня участники также продолжили работу над проектами в рамках творческой и актерской мастерских, готовились к конкурсам ораторского мастерства и итоговому гала-концерту «Песни Форсажа».
Организатором форума является Ассоциация граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО» при поддержке Минэнерго России, Минобрнауки России, Российского общества «Знание», Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по сетевым сообществам и Администрации Калужской области. Форум включен в инициативу «Проектирование будущего» Десятилетия науки и технологий.
Форум «Форсаж» проходит в четырнадцатый раз и продлится до 13 июля.
- Страничка форума «Форсаж» в ВК https://vk.com/forsageforum
- Канал форума «Форсаж» в tg https://t.me/forsag2021
- Канал организатора форума –Ассоциации МАКО в tg https://t.me/makonews_ru
Источник: ФГБУ «Главрыбвод»