На международной выставке в Циндао China Fisheries & Seafood Expo российская рыбная отрасль выступила единым фронтом и произвела серьезное впечатление на китайских и мировых потенциальных партнеров. Китай вообще трудно удивить, как одного из лидеров по выпуску рыбной продукции. Тем не менее российские рыбаки подошли к делу креативно и масштабно. Объединенная экспозиция Росрыболовства и ведущих рыбопромышленных компаний нашей страны общей площадью 900 м2 наглядно продемонстрировала тот огромный потенциал, который заложен в отрасли и уже начинает постепенно реализовываться.
Текст: Антон Белых
China Fisheries & Seafood Expo заслуженно считается наиболее значимой рыбохозяйственной выставочной площадкой всей Азии. Это почти 30 тысяч посетителей, 1400 стендов, 46 национальных экспозиций, а главное, очень качественная и статусная деловая программа, в которой принимали участие как государственные чиновники самого высокого уровня, так и топ-менеджеры крупнейших компаний. Российскую делегацию возглавлял заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук.
Национальный стенд России в Циндао объективно вызывал чувство гордости за страну. Помимо индивидуальных и групповых экспозиций компаний-участниц, оформленных в едином стиле, с витринами-холодильниками и аквариумами, открытыми переговорными зонами и кабинетами для встреч, на стенде был организован зал для презентаций и подписания договоров, а также русский рыбный ресторан. Здесь экспоненты и гости могли побеседовать в неофициальной обстановке. В дегустационной зоне стенда лучшие повара угощали всех желающих свежими и вкусными блюдами из российской рыбы и морепродуктов.
Азиатскому рынку российские рыбопромышленники представили широкий спектр продукции: от привычных минтая, трески, лосося, крабов и креветок до глубоководной «диковинки» — макруруса и нового для китайских потребителей продукта — икры минтая. Нам, жителям России, это покажется удивительным, но икру минтая в Китае еще не распробовали. Сейчас российские рыбопромышленники уже ищут маркетинговые способы, как завоевать кулинарное признание китайских потребителей.
«Продвигая минтаевую икру на китайском рынке, мы даем ее на дегустацию местным ресторанам, чтобы их повара сами находили новые кулинарные решения использования этого продукта. Икра минтая — высококачественный продукт для российских производителей это открывает большие перспективы. Всего за первые два дня выставки посетители российского стенда в качестве дегустации съели одну тонну минтаевой икры», — отметил представитель компании «Сигма Марин Технолоджи» Сергей Титовский.
Еще одним востребованным продуктом на азиатском рынке может стать отечественная рыбная мука. Здесь ключевой проблемой является лицензирование в Китае российских поставщиков. Сегодня эта процедура может затянуться на несколько месяцев из-за несовпадений в законодательстве двух стран. К примеру, китайская сторона требует проверять продукцию на содержание таких веществ, по которым в нашей стране даже отсутствуют методики определения. Этот вопрос требует решения на межправительственном уровне.
Большой интерес у азиатских партнеров вызвали и те презентованные в Циндао виды морских обитателей, которые прежде из России либо не экспортировались, либо вовсе временно не осваивались. Причем это не только экзотичный глубоководный макрурус, которого можно без опаски есть даже в сыром замороженном виде, как строганину, но и живой краб стригун-опилио, тихоокеанская скумбрия, сардина иваси и углохвостая креветка.
«Мы провели несколько переговоров с заинтересованными компаниями, и могу сказать, что для первого раза результаты хорошие», — прокомментировал итоги работы в Циндао директор «Южно-Курильского рыбокомбината» Константин Коробков, чья компания на нынешней выставке делала упор на презентацию нового для себя промыслового объекта — скумбрии. А вот некоторые его коллеги уже договорились и до практического сотрудничества. К примеру, третья по величине торговая сеть в Гонконге China Resources Vanguard, которая насчитывает более 5000 супермаркетов, серьезно заинтересовалась рыбной продукцией, производимой «Курильским универсальным комплексом». Торговля уже не за горами.
Конечно, при поставках дикой рыбы на экспорт в азиатские страны российским рыбакам приходится сталкиваться с таким сдерживающим фактором, как достаточно высокие импортные пошлины. В КНР на некоторые виды рыбы они могут доходить до 60 процентов. Это и понятно: Китай, с одной стороны, защищает своих производителей, но вместе с тем отнюдь не закрывает свой рынок от качественного зарубежного товара, в том числе и из России.
Успешным примером доступности китайского рынка является, к примеру, работа крупнейшей электронной торговой площадки Jingdong Mall, возможности которой были продемонстрированы участникам российской делегации. Некоторые российские производители уже сейчас ведут переговоры с этой площадкой на предмет реализации варено-мороженого краба. Есть, правда, определенные логистические сложности, поскольку российский продавец должен брать на себя расходы по доставке товара на склады китайской торговой компании. Но обе стороны намерены искать варианты решения проблем и начинать сотрудничество.
«Работа на China Fisheries & Seafood Expo Global в этом году оказалась полезной не только для отдельных компаний — участников нашего стенда, но и для отрасли в целом, так как способствовала популяризации российской рыбы. И в этом во многом помогла подача информации: оригинальность, насыщенность и презентабельность стенда. На мой взгляд, мы должны именно в таком формате работать и дальше. Я рассчитываю, что рыбаки поддержат эту идею», — подчеркнул заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук и добавил, что Россия уже готова к организации и проведению собственной крупной международной отраслевой выставки.
Действительно, отечественная рыбная отрасль в 2016 году громко заявила о себе на форуме в Брюсселе, затем — очевидный успех в Циндао. Европа и Азия почувствовали вкус русской рыбы, теперь пора и к себе в гости звать. Отдельной рыбной выставки такого масштаба в России еще не было.
Русский рыбный форум, или Russian Fisferies Forum & Seafood Expo Global состоится в Санкт-Петербурге, в выставочном комплексе «Ленэкспо», предварительно с 14 по 16 сентября 2017 года. Первый форум столь высокого уровня в нашей стране должен системно объединить все составляющие рыбного рынка: сырье, продукты переработки, технологии, предприятия рыбного промысла, отраслевую науку и смежные экономические отрасли — судостроение, логистику, дистрибуцию, информационные технологии, банковско-финансовую сферу. Предполагается, что Русский рыбный форум станет площадкой для совместного обсуждения глобальных и узкопрофессиональных проблем, различных аспектов кооперации и международного сотрудничества. Деловая программа Русского рыбного форума пока находится в процессе разработки, но уже сейчас можно отметить ее некоторые ключевые моменты. Запланировано большое количество конференций и круглых столов по судостроению, инвестициям, аквакультуре, маркетингу, IT-технологиям, экспортной политике. Будет презентована всероссийская программа продвижения российской рыбной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
На страницах «Русской рыбы», на сайтах журнала и Федерального агентства по рыболовству вы сможете узнать всю самую свежую информацию о подготовке к главному событию года в рыбной отрасли — Русскому рыбному форуму.