Федеральное агентство по рыболовству разработало механизм поддержки строительства средне- и малотоннажных судов рыбопромыслового флота и небольших рыбоперерабатывающих фабрик с использованием квот на инвестиционные цели. Он дополнил комплекс мер, вошедших в проекты актов Правительства по распределению инвестквот.
Обновленные в соответствии с поручением Президента России документы обсудили на заседании рабочей группы при Минсельхозе России, которое провел заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
В частности, в перечень объектов инвестиций для Дальнего Востока включены среднетоннажные и малотоннажные суда и береговой завод мощностью примерно 10 тыс. тонн сырья в год. Предусмотрено выделение квот в четырех основных зонах промысла: у Восточной и Западной Камчатки, Северных и Южных Курил. В них сосредоточены значительные объемы водных биоресурсов, освоение которых может быть эффективным на базе средних и малых производственных комплексов. Это треска, камбалы, палтусы, терпуги, кальмар, макрурусы, навага. В каждой зоне может быть выделено порядка 20-30 тыс. тонн инвестквот. Требования к таким судам устанавливаются минимальные. Например, наличие перерабатывающих фабрик на судах не обязательно. А береговые заводы будут продлевать технологическую цепочку, принимая на переработку уловы в том числе новых судов.
Для Северного бассейна также вводится дополнительный тип объекта инвестиций – завод небольшой мощности – от 5 тыс. тонн сырья в год.
При этом развивая производство на основе квотируемых водных биоресурсов, инвесторы могут одновременно работать и на неквотируемых объектах промысла (сардина иваси, скумбрия, командорский кальмар и другие), которые сейчас недоосваиваются. Это позволит обеспечить высокую загрузку флота и снизить риски инвесторов.
Участники рабочей группы вынесли на повестку дня как перспективы реализации такого механизма, так и общие вопросы распределения инвестквот. В том числе обсуждались требования к инвесторам, степень локализации при строительстве, необходимость и параметры банковского залога, экономические и технологические аспекты объектов инвестиций.
В заседании приняли участие руководители отраслевых ассоциаций и предприятий, представители региональных администраций, заинтересованных федеральных ведомств, общественных организаций и т.д. Предложения экспертов будут проанализированы и учтены при финальной доработке проектов документов.
Всего в период сбора предложений по доработке подзаконных актов, который завершился 16 сентября, поступило более 800 предложений, многие из которых оказались кардинально противоположными.
«Подготовленные подзаконные акты мы уже не раз обсуждали и с рыбопромышленниками, и заинтересованными ведомствами, и представителями банковских и судостроительных компаний. В целом, отраслевое сообщество положительно оценивает проекты. Многие замечания и дополнения мы учли. В ближайшее время документ будет доработан и внесен в Правительство, – прокомментировал Илья Шестаков. – На наш взгляд, механизм получается рабочим, прозрачным и отвечает поставленным задачам. Это рост эффективности промысла и развитие переработки, повышение экономической отдачи отрасли и ее конкурентоспособности».