Российские рыбаки по состоянию на 20 сентября выловили 5 тыс. тонн сардины иваси. Такие данные озвучили на заседании штаба по организации и проведению сайровой и сардиновой путины в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, которое в режиме видеоконференции провел заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Если раньше промыслом занимались шесть судов, то теперь на помощь им пришло ещё два. Одна единица флота в среднем добывает в сутки 61 тонну иваси. Самая большая нагрузка приходится на суда СТР «Дмитрий Шевченко» и СТР «Стерлядь» (РК «Новый мир»), каждое из которых выловило 1,7 тыс. тонн сардины. По объемам вылова за ними следуют РТ «Таурус» и РТ «Асбьорн» – по 500 тонн.
Продолжать активно наращивать промысел возможно, главное, решить проблемы, препятствующие этому. Одной из них является вопрос переработки и сбыта улова. Как рассказал сотрудник ФГБНУ «ТИНРО-Центр» Виктор Филатов, который сейчас работает научным наблюдателем на о. Сахалине, в настоящее время иваси в основном перерабатывается в море на плавбазе «Всеволод Сибирцев», а на береговых предприятиях производить продукцию из этой рыбы проблематично, учитывая большой объем отходов и необходимость утилизации некондиционной рыбы.
Есть и хорошие новости: у острова Шикотан на неделе появилось небольшое промысловое судно, которое будет заниматься поставками на рыбокомбинат «Островной». За сутки оно вылавливает приблизительно от 30 до 40 тонн рыбы.
В настоящее время специалисты ТИНРО-Центра находятся на плавбазе «Петр Житников», РШ «Ника 101». По их словам, морские и береговые группы, капитаны добывающих судов действуют слаженно.
– Эффективность промысла повышается, простоя судов нет. В частности, увеличивается доля скумбрии в уловах, но для полноценного промысла не хватает крупнотоннажного флота, который может идти на больших скоростях и догонять мигрирующие скопления скумбрии, – отметил Виктор Филатов.
Общий вылов скумбрии уже составил около 1 тыс. тонн. Суда с близнецовым тралом в сутки добывают от 2 до 20 тонн скумбрии, суда с увеличенным пелагическим тралом – от 10 до 100 тонн. Условия для лова сейчас благоприятны. Доля сардины среди добытой рыбы хотя и велика, однако положение района оценивается как стабильное. На участке скапливается рыба, мигрирующая с севера.
Кроме того, впервые за многолетнюю практику в Западно-Сахалинской подзоне стали вылавливать тралами тихоокеанского кальмара. По оценкам ученых, возможный вылов морского жителя на этот год составляет 499 тонн, сейчас добыто уже более 340 тонн. Возможно, рекомендованные объемы в ближайшее время будут увеличены.
Если подсчитать общий вылов сайры российским флотом с учетом промысла за пределами исключительной экономической зоны России, на 20 сентября получится около 3 тыс. тонн. Показатели этого года отстают от прошлогодних результатов. Утешает то, что с точки зрения океанологических и погодных условий благоприятный для промысла период только наступил. Это уже сказывается на увеличении добычи: прирост вылова за неделю составил порядка 1,5 тыс. тонн.
Численность российского флота, ведущего промысел в этом году, по-прежнему меньше предыдущих лет. Промыслом занимаются 25 судов, 5 из которых присоединились к экспедиции за прошедшую неделю. Как пояснил заместитель директора ФГБНУ «ТИНРО-Центр» Алексей Байталюк, основными причинами невысоких уловов была слабая реакция сайры на свет из-за полнолуния и штормовая погода. В ближайшие несколько дней погодные условия будут благоприятными для поиска и добычи сайры в Южно-Курильском районе. Уловы на судо-сутки могут значительно вырасти.
Специалисты особо отметили необходимость усиления контроля за миграциями скоплений иваси и скумбрии, чтобы не пропустить момент перехода рыбы в воды исключительной экономической зоны Японии.