Совершенствование государственного регулирования в сфере аквакультуры обсудили на круглом столе, который состоялся в Государственной Думе России по инициативе Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. В заседании принял участие заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.
В начале заседания член комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Константин Слыщенко отметил, что аквакультура является самым быстрорастущим продовольственным сектором, на который сегодня приходится почти 50% рыбы, потребляемой в пищу в мире. Несмотря на то, что Россия пока не входит в список лидеров в области аквакультуры, на территории страны есть возможность выращивать самые разнообразные виды рыб, беспозвоночных и водорослей. Учитывая рекордно высокий результат рыбоводства, полученный в прошлом году, для дальнейшего развития отрасли, по словам парламентария, сегодня необходимо проанализировать все существующие проблемы.
Василий Соколов обозначил задачи, которые необходимо решить для ускоренного развития рыбоводства. Достичь объема производства почти в 220 тыс. тонн в 2017 году удалось благодаря в том числе нормотворческой работе, и, прежде всего, принятому закону об аквакультуре и внесению в него в 2016 году значимых изменений.
«Наши инициативы были положительно восприняты бизнесом. Если до вступления в силу закона в России насчитывалось порядка 1,9 тыс. промысловых участков для товарного рыбоводства, то сегодня их уже около 4,5 тыс. Мы ежегодно наблюдаем появление 300-350 новых предприятий в аквакультуре», – пояснил заместитель руководителя Росрыболовства.
Товарное рыбоводство находится на стыке сельскохозяйственного и природоохранного законодательства и изменение любого из них обязательно отражается на бизнесе. По этой причине необходимо сконцентрироваться на устранении нестыковок разных нормативных правовых актов. Например, необходимо упростить процедуру проведения государственной экологической экспертизы для рыбоводных хозяйств. Аквакультура не оказывает существенного влияния на морскую среду и природные ресурсы в отличии, например, от деятельности, связанной с перевалкой каменного угля или леса. При рыбоводстве применяются современные научные технологии, безопасные для морских экосистем. Например, культивируемые двустворчатые моллюски, иглокожие и водоросли являются организмами-фильтраторами, их выращивание не требует внесения в естественную среду обитания каких-либо кормов или иных биогенных загрязнителей, которые могли бы потенциально оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Наоборот, они служат естественными очистителями воды. Вместе с тем, согласно закону № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя этими ресурсами. Процедура прохождения экспертизы занимает длительное время и требует значительных расходов, таким образом создаются условия для нарушения рыбоводными хозяйствами условий договора пользования рыбоводным участком и природоохранного законодательства.
Василий Соколов предложил рассмотреть возможность отмены прохождения общественных слушаний при проведении экологической экспертизы документов для рыбоводных хозяйств и внести соответствующие изменения в приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
Кроме того, Росрыболовство считает целесообразным вообще исключить необходимость проходить экологическую экспертизу для предприятий, который занимаются пастбищной аквакультурой, выращивая моллюсков, иглокожих и водорослей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Поправками также предлагается установить срок проведения экспертизы документов – не более одного календарного месяца, с возможностью продления до трех месяцев, и предусмотреть возможность направлять документы в территориальные органы Росприроднадзора, а не в центральный аппарат ведомства.
По словам Василия Соколова, необходимо решить вопрос предоставления земельных участков для размещения рыбоводной инфраструктуры. Росрыболовством и Минсельхозом России разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в Земельный кодекс России. Согласно поправкам, рыбоводам предлагается предоставляться соответствующие земельные участки без проведения торгов.
Изменения помогут более эффективно использовать акватории под индустриальную аквакультуру, обеспечат увеличение производства продукции и снизят нагрузку на предпринимательский сектор, что в целом отвечает политике государства и положительно отразится на экономике страны.
Не менее важный вопрос, который сейчас прорабатывается Росрыболовством и Минсельхозом России, – изменение ветеринарных правил с учетом реальной ситуации в рыбоводстве. «Если мы не разработаем ветеринарные правила, которые прописывают современные и конкретные нормы при занятии аквакультурой, то динамика развития отрасли заметно снизится, а экспорт выращиваемой рыбы будет невозможен», – подчеркнул Василий Соколов.
Сенатор Людмила Талабаева поддержала необходимость скорейшего решения озвученных вопросов, отметив, что сегодня предприниматели могут размещать на участках лишь временные постройки, а это никак не способствует раскрытию потенциала отрасли.
Во время дискуссии участники отметили также важность проведения селекционно-генетических работ, обеспечения предприятий отечественным рыбопосадочным материалом, а также необходимость разработки и наращивания производства кормов для аквакультуры.