В Беринговом море продолжается промысел минтая. Рыбаки добыли уже более 300 тысяч тонн, при этом начиная с 2023 года регулятор добивается увеличения российских квот минтая в Беринговом море в среднем на 10 процентов в год, что составляет 120-140 тысяч тонн, доведя возможный вылов России до паритетных с США значений в 1,3 млн тонн.
Напомним, что начиная с того, что в 1990 годах США «присвоили» себе кусок Берингова моря в период распада СССР с подачи тогдашнего министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе. При этом международных договоров, закрепляющих такое распределение между США и Россией нет. Какой объем национальных квот выделить в Исключительной Экономической Зоне государства своим рыбакам для развития рыболовства в Беринговом море страны определяют самостоятельно.
Весной 2022 г. вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил изменить ситуацию увеличением квот (ОДУ – общий допустимый улов распределенный среди российских рыбаков квотодержателей).
Увеличение объемов вылова по мнению членов правительства необходимая мера для развития российского рыбоперерабатывающего комплекса. Больше квот минтая, больше рыбы, дешевле сырье для загрузки новых береговых предприятий глубокой переработки рыбы, которые были построены в рамках государственной программы «квоты в обмен на инвестиции в береговую переработку». Также это рабочие места и налоги для дальневосточных регионов. Кроме того, чем больше квот для рыбаков, тем больше предложение рыбопродукции и ниже цена на рыбу для российского потребителя.
Однако в июне Всероссийская ассоциация рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ) заявила в своем тг-канале, что Росрыболовству предложен вариант снижения ОДУ минтая в Беринговом море на 2025 г. Представители общественной организации рыбаков считают, что для определенных компаний, выгодно меньше ловить и возможно дороже продавать. Однако по мнению руководства ФАР это не соответствует интересам потребителя и уменьшает налоговые отчисления для государства. Ведь налоговая отдача от рыбной отрасли складывается на 90 процентов всего из двух видов фискальных платежей: налога на ВБР и социальные налоги с зарплат рыбаков, которые прямо зависят от объема выпущенной репродукции. Чем больше квоты, тем больше вылов и соответственно больше налоговая отдача от промысла.
Пока отдельные компании сопротивляются действия Росрыболовства по увеличению российского вылова в США, произошло значительное увеличение доли американских компаний на минтаевом рынке за счет увеличения их допустимого вылова. Он уже составил 1, 9 миллионов тонн.
На июньском Дальневосточном Научно-Промысловом Совете во Владивостоке глава рыбного ведомства Илья Шестаков отмечал, что определение ОДУ базируется, в первую очередь, на научных данных. «Мы слышим бизнес, понимаем всю важность сохранения рентабельности и экспортной выручки, в том числе для бюджета страны. Сейчас баланс спроса и предложения выравнивается, вылов стабилен, минтаевая путина показала хороший результат. Наша задача – сохранить этот тренд, загрузить новые суда для переработки филе и фарша, нарастить объемы экспорта», — сказал Илья Шестаков.
ВНИРО в свою очередь не сообщало о планах снижения ОДУ. Так как поручение Юрия Трутнева довести возможный вылов России до паритетных с США значений в 1,3 млн тонн, еще не исполнено. Не стоит забывать и о том, что за счет увеличения объемов вылова, построенные в рамках первого и принятого второго этапов государственной программы «Квоты в обмен на инвестиции» береговые перерабатывающие заводы, смогут обеспечить себе круглогодичную загрузку более дешевым сырьем, что даст толчок второму этапу государственной программы стимулирования береговой переработки.