Рыбопереработка 10.02.2021

Филе минтая «Доброфлот» выходит на международный рынок

Несмотря на сложный во всех отношениях 2020 год, группе компаний «Доброфлот» удалось найти направления для развития и закрыть год с 30% приростом экспортных продаж в натуральном выражении, отгрузив 14,5 тыс. тонн на сумму 1,5 млрд руб. рыбы и рыбной продукции. Основной объем поставок — это минтай, в том числе филе этой ценной промысловой рыбы.

«Объемы российского минтая, которые ранее предназначались на экспорт для переработки в Китае, в связи с распространением коронавируса сегодня имеют проблемы с выгрузкой и переработкой на территории этой страны, — сообщил управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. — У нас же очень своевременно запущен завод по переработке минтая непосредственно на российском берегу».

Масштабный проект «Доброфлот» реализовал на территории опережающего развития «Большой Камень» с помощью инвестиционных преференций.

«Статус резидента позволил нам за два года завершить проект стоимостью 1,5 млрд рублей и запустить завод как нельзя вовремя, — рассказал Александр Ефремов. — Надеемся, это позволит не только решить проблему сбыта российского рыбного сырья, переориентировав его для переработки на российских предприятиях, но и выйти на мировые рынки готовой рыбной продукции — филе минтая, трески, горбуши, в том числе в индивидуальной упаковке, которые раньше были заняты китайскими производителями. Конечно, опасность распространения вируса сохраняется, и это большая беда, но в экономическом плане узкий сектор береговой рыбопереработки Приморья, имеющий потенциал за счёт географического положения, может выйти на ранее недоступные для нас рынки и вывести российский бренд «Доброфлот» на международный уровень в сегменте филе в индивидуальной упаковке, а также рыбной кулинарии».

Так, 5,65 тыс. тонн минтая сейчас направляется на производство в Большом камне. Неразделанный минтай экспортируется в Китай, но объем снижен с 3,8 тыс. тонн (271 млн руб.) до 1,25 тыс. тонн (90 млн руб.). Осваиваются поставки тушки минтая во Вьетнам, где выявлен интерес к такой продукции. Кроме того, в 2020 году на рынки Южной Кореи и Китая было отгружено 116 тонн гребешка на сумму 25,8 млн рублей.

В конце 2020 года группа компаний «Доброфлот» получила первые результаты по экспорту филе минтая, произведенного на заводе в Тульской области, также было отгружено 3 первых контейнера в страны Европы, Канады и США.

«Это был долгий путь — восстановление производства, получение регистраций, но на сегодняшний день все работы завершены, и теперь полностью обновленное предприятие по переработке рыбопродуктов и морепродуктов вышло на проектную мощность. Обширную продуктовую линейку составляют высококачественные полуфабрикаты из минтая, трески и кальмара. Комплекс оснащен самым современным оборудованием компаний «Marel» (Исландия) и «Baader» (Германия), производственные мощности позволяют изготавливать до 8,5 тыс. тонн рыбной продукции в год. Этот завод не имеет аналогов по степени автоматизации производства среди рыбоперерабатывающих заводов в России», — комментирует Александр Ефремов.

В планах группы к 2023 году увеличить долю экспорта в структуре продаж площадки до 60% за счет наращивания объемов реализации филе минтая, горбуши, кальмара, трески в Канаду, Европу и США, а также построить собственный логистический центр в Тульской области.

В 2021 году ГК «Доброфлот» выводит на рынок Канады рыбные консервы под брендом «Доброфлот», произведенные на плавзаводе «Всеволод Сибирцев». Также ведется работа по поставкам на рынки Японии и Европы. Консервация предприятия уже представлена в Белоруссии, США, Австралии, Армении, Узбекистане, Молдове и на Кубе. «Мы надеемся, что любимая марка рыбных консервов россиян завоюет сердца людей и в других странах», — подчеркнул управляющий ГК «Доброфлот».

Группа компаний «Доброфлот» — это 24 единицы собственного флота, в том числе 16 рыбодобывающих судов, 3 рыбоперерабатывающих плавзавода, 5 транспортных судов-рефрижераторов. Производство рыбных консервов осуществляется с 1911 года и выпускается 170 млн банок рыбных консервов в год. Развитая система логистики и наличие складов в крупнейших регионах страны позволяют осуществлять доставку продукции в любой город России, страны СНГ и другие страны мира.

Российский потенциал

 В 2020 году (данные ФТС за январь-декабрь и данные Росстата по форме 8-ВЭС-рыба за январь-ноябрь) Россия экспортировала 2,2 млн тонн рыбы и морепродуктов стоимостью 5,3 млрд долл. В стоимостной структуре продаж 54% приходилось на мороженую рыбу, 32% — ракообразных, 10% — рыбное филе, 2% — моллюсков, 1,3% — консервированную рыбу и икру. Около 60% экспорта рыбной продукции отправлялось в Китай и Республику Корея, также в число основных покупателей входят Нидерланды, Япония и Беларусь.

Внутри страны производство рыбной продукции за январь-декабрь 2020 года увеличилось на 0,4% до 4,26 млн тонн, мороженого рыбного филе – на 6,6% до 173,9 тыс. тонн, мороженого мяса рыб (включая фарш) – на 0,8% до 26,8 тыс. тонн.

«Мы ожидаем дальнейший рост производства и экспорта рыбного филе и консервированной продукции, так как в России успешно реализуется программа обновления производственных мощностей рыбопромышленного комплекса – создаются новые береговые перерабатывающие заводы и строятся современные рыбопромысловые суда с безотходным производством на борту. В 2020 уже переданы заказчикам 5 новых судов, введены в эксплуатацию 10 новых заводов на Северном бассейне и 9 заводов на Дальнем Востоке», – рассказал «Агроэкспорту» представитель Росрыболовства.

Он напомнил, что изменение структуры производства рыбной продукции в России в сторону увеличения доли выпуска продукции глубокой переработки, а также переориентации с экспорта сырья на поставку продукции высокой добавочной стоимостью – задача, заложенная в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. В ее рамках к 2030 году планируется полное обновление добывающих и перерабатывающих мощностей судов рыбопромыслового флота и перерабатывающих заводов, а также создание завершенной вертикальной интеграции производства конечной продукции на основе филе и фарша, готовой к употреблению. В частности, в документе предусмотрены комплексные инвестиционные программы для укрепления лидерства на мировых рынках рыбной продукции в части достижения не менее 25% доли рынка Евросоюза в сегменте продукции из минтая и атлантической трески (пикши) и не менее 10% доли рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте продукции из лососевых видов рыб.

Конечная потребительская продукция из тресковых видов рыб широко востребована в первую очередь на рынках стран ЕС, Великобритании, США, ряда стран Латинской Америки.

«Новым перспективным направлением сбыта в ближайшие 15-20 лет станет рынок Китая на фоне усиливающейся тенденции к урбанизации, степени развития розничных торговых сетей и увеличивающегося среднего класса, заинтересованности молодого поколения в качественном питании», – отметил представитель Росрыболовства.

Наиболее перспективными для сбыта видами продукции из тресковых видов рыб в Китае, а также странах Евросоюза являются филе и готовая порционная продукция из филе и фарша, в странах Латинской Америки – филе и фарш в качестве более доступного заменителя продукции из трески, в Республике Корея – охлажденный неразделанный минтай, сушеное (вяленое) филе. Наиболее перспективными экспортными направлениями сбыта продукции из атлантической трески и пикши являются рынки Великобритании и стран ЕС – филе индивидуальной заморозки, проложенное филе, замороженное в блоках (индустриальная упаковка для выпуска и фасовки конечной потребительской продукции); рынки стран Южной Европы – соленая треска (клипфиск).

Кроме того, Стратегия предполагает наращивание производства и поставок на внутренний рынок пищевой продукции из уловов пелагических видов рыб – скумбрии, сайры, сардины иваси, мойвы, шпрота, кильки. Так, в 2020 году в России возобновлен именно масштабный промысел сардины иваси и скумбрии, их вылов достиг 350 тыс. тонн. Вылов кильки в Волжско-Каспийском рыбохозяйственном бассейне в 2020 году вырос в 4,7 раз, до 13,6 тыс. тонн.

Источник: Федеральный центр «Агроэкспорт»


Поделиться в социальных сетях: