Экологи и журналисты России, Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии объявили о создании международной организации «Бриз» (BRIES) для совместного мониторинга состояния природы Баренцева региона и борьбы с вредными производствами. Члены объединения отметили, что у скандинавских стран экологических проблем не меньше, чем у России. По их мнению, сейчас природоохранные институты региона, работая по отдельности, не справляются с ситуацией.
Баренцев (Евроарктический) регион — территории разных стран, расположенные вокруг Баренцева моря. Он включает губернии Норвегии (Нурланн, Тромс и Финнмарк), лены Швеции (Вестерботтен и Норрботтен), провинции Финляндии (Лаппи, Похьойс-Похьянмаа и Кайнуу) и регионы России (Мурманская и Архангельская области, Республика Коми, Республика Карелия и Ненецкий автономный округ). Территория Баренцева региона составляет 1,9 млн кв. км, на которых проживает 6 млн человек.
О создании «Бриза» было объявлено на форуме «Эко-Медиа-Баренц-2020», который прошел в выходные в Мурманске. Мероприятие было организовано Центром экологического мониторинга Баренцева региона «Помор», Природоохранным союзом Норвегии, ассоциацией «Экопресс», Союзом журналистов России и информационно-аналитическим агентством Barents News. По словам руководителя центра «Помор» Тимофея Суровцева, участники сообщества смогут делиться информацией и опытом по решению экологических проблем и справляться с ними с помощью научного и экспертного сообщества пяти стран. Господин Суровцев посетовал, что правительства государств Баренцева региона часто не замечают экологических проблем. А экологам сложно обратить внимание общества и принимающих решения чиновников на «реальные угрозы».
Участники объединения «Бриз» подчеркнули, что у скандинавских стран экологических проблем не меньше, чем в России, а природоохранные институты Баренцева региона поодиночке с ними не справляются, как и «с задачей полноценной коммуникации». Например, руководитель союза «Зеленые воины Норвегии» Курт Оддекалв рассказал об угрозе для Арктики, которую несут норвежские рудники. По его словам, токсичные отходы горнорудного производства сбрасываются в море, попадая в том числе в российские воды, губительно влияя на рыбу и морских млекопитающих.
Его коллега Рубен Оддекалв добавил, что в скандинавских странах с экологией «не все так хорошо, как представляют в России». «На самом деле мы протестуем против правительства Норвегии, которое выдает все новые лицензии на продолжение разработки рудников, и нас игнорируют»,— заявил господин Оддекалв. Но за пределами Скандинавии, по его словам, заметен лишь «оголтелый зеленый активизм одной юной девушки» (господин Оддекалв пояснил, что имел в виду известную шведскую экоактивистку Грету Тунберг).
Международный секретарь датской Красно-зеленой коалиции Микаэл Хертофт привел в пример историю с уничтожением из-за угрозы распространения COVID-19 норок, которые выращивались на фермах Дании для производства меха. В начале ноября власти Дании потребовали у предпринимателей убить всех (около 17 млн) норок после обнаружения у некоторых особей устойчивой мутации коронавируса. Позднее министр продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства Дании Могенс Йенсен признал экстренное решение ошибочным и подал в отставку.
Экологи и журналисты пяти стран рассчитывают на эффективность совместной работы по минимизации последствий для природы от нефтедобычи, горнорудного производства, ветряной энергетики и при затоплении грузовых судов. По их мнению, совместная экспертная работа, возможность делиться опытом и распространять информацию ученого сообщества помогут другим странам избежать ошибок и непродуманных популистских решений, совершенных на конкретной территории Баренцева региона. Сейчас члены объединения «Бриз» готовят план международной работы по охране природы Баренцева региона на 2021 год.