Капитаны рыбопромысловых судов, работающих в охотоморской экспедиции, рассказали о ситуации на промысле и озвучили актуальные вопросы. Штаб по организации охотоморской путины в расширенном составе провел заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Открывая заседание, руководитель отметил, что важно услышать мнения не только судовладельцев, но и тех людей, которые непосредственно занимаются добычей рыбы. «Такое общение у нас будет регулярным. На сегодня общий объем добычи идет с превышением показателей рекордного 2017 года. Хочу вас поблагодарить за такую организацию работы. Надеюсь, нам удастся сохранить положительную динамику. Росрыболовство приложит все усилия, чтобы оказать вам максимальное содействие», – подчеркнул Илья Шестаков.
Оперативную обстановку коротко доложил находящийся на судне «Василий Каленов» начальник промрайона Юрий Омельченко. По его данным, сегодня в Охотском море работают 170 промысловых судов, 4 танкера и 29 транспортных судов. На добыче креветки работает 5 судов, краба – 11, 13 судов ведут промысел донно-пищевых объектов, 111 судов заняты выловом минтая. Метеорологические условия благоприятны практически во всех районах промысла, ледовая обстановка не мешает работе флота.
Капитаны судов, работающих в экспедиции, озвучили вопросы, в том числе касающиеся ведения электронного промыслового журнала, отметили заинтересованность в упрощении процедуры захода судов в запретные районы по метеоусловиям, а также необходимость расширения или изменения района промысла краба-стригуна бэрди из-за снижения уловов. Решение вопроса с прохождением Первого Курильского пролива также будет способствовать повышению эффективности работы судов.
На каждом вопросе руководитель Росрыболовства остановился подробно. Так, настройка системы работы ЭПЖ еще ведется, поэтому глава Агентства поручил ФГБУ «ЦСМС» собрать все замечания капитанов и подготовить разъяснения. Ситуацию с заходом судов в запретные районы во время неблагоприятных метеоусловий нужно будет проработать Управлению флота, портов и мониторинга.
По крабу-стригуну бэрди ФГБНУ «ТИНРО-Центр» поручено изучить предложения рыбаков и случае положительного научного заключения сделать корректировки вылова в 2019 году.
По вопросу прохождения Первого Курильского пролива, по словам руководителя Росрыболовства, быстрого решения не получится в связи с необходимостью внесения изменений в законодательство. В первом чтении Госдума приняла поправки к закону о госгранице, которые в том числе предусматривают возможность судам с «закрытой» границей следовать Первым Курильским проливом, сейчас документ готовится ко второму чтению.
Главной темой заседания штаба стал вопрос соблюдения безопасности мореплавания и рыболовства. По данным Управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства, в последние годы отмечена негативная тенденция роста аварий, связанных с гибелью и травматизмом людей на судах рыбопромыслового флота. Если в 2016 году в экспедициях погибло 13 человек, то в 2017 году число трагических случаев выросло до 23.
Больше половины аварий произошли при рыбопромысловых и швартовных операциях по причине несоблюдения техники безопасности и недостаточной специальной подготовки членов палубной команды. Одной из основных причин несчастных случаев являются грубые нарушения Устава службы на судах, требований пожарной безопасности, правил охраны труда, а также технической эксплуатации судна.
В 2016-2017 годах произошло 95 аварийных ситуаций, связанных с неудовлетворительным техническим обслуживанием судов, недостаточным уровнем специальной подготовки экипажей судов, недостатков в деятельности береговых служб судовладельцев.
Начальник Управления флота, портов и мониторинга Анатолий Дубник напомнил, что при аварийном случае у судна может быть изъято Свидетельство об управлении безопасностью (СУБ), после чего судно прекращает промысел и вынуждено проходить дополнительное освидетельствование на соответствие требованиям Международного Кодекса управления безопасной эксплуатацией судов (МКУБ). В этом непредвиденные убытки судовладельца, связанные с простоем судна и недоосвоением выделенного объема ресурса.
Руководитель Росрыболовства подчеркнул, что безопасность – это важнейший приоритет. В случае нарушения, пренебрежения правилами безопасности, Росрыболовство будет лишать освидетельствования на соответствие требованиям МКУБ не только конкретные фирмы, но и холдинги целиком.
«Вы несете ответственность за экипажи своих судов. Возможность экипировать судовую команду маячками, гидрокостюмами и другими средствами спасения есть у всех судовладельцев. Всем рекомендую обеспечивать суда по максимуму. Никто не уйдет от ответственности, каждый трагический случай мы будем доводить до конца, разбираться вместе с Прокуратурой и Следственным Комитетом. Задумайтесь сами, что вы ставите на весы: возможность прибыли или жизни моряков», – обратился Илья Шестаков к судовладельцам.
Отдельно руководитель Агентства поднял вопрос заработной платы экипажей, зачастую недопустимо низкой при высочайших рисках здоровью на промысле и тяжелейших условиях труда. Важность темы объясняется не только экономической значимостью, но и тем, что на основании официальной зарплаты формируется пенсия промысловиков и выплаты семьям в случае утраты кормильца. В связи с этим Росрыболовство планируется провести проверку официальных зарплат совместно с Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной налоговой службой.
«Прошу по всем судам, по всем компаниям выяснить уровень заработной платы. Мы говорим о социальной ответственности судовладельцев, говорим о том, что надо улучшать условия труда, при этом видим, что часть компаний идут по этому пути, а часть – нет. Уверяю, что у нас есть возможности повлиять на ситуацию», – сказал Илья Шестаков.
Социально значимые вопросы безопасности и уровня заработных плат, по словам руководителя Росрыболовства, будут подняты на IV Съезде работников рыбохозяйственного комплекса, который состоится 26 февраля.