Законодательство 28.11.2017

С 1 января к российским поставщикам трески и крабов в США предъявят новые требования

С 1 января 2018 года в США начнет действовать «Программа мониторинга импорта морепродуктов», усиливающая меры контроля за импортом морепродукции, поступающей на американский рынок. В соответствии с «Законом Магнусона-Стивенса об охране и управлении рыболовством (MSA)» предлагаемые программой правила определяют порядок получения разрешений, сбора данных, устанавливают требования к отчетности и ведению документации, связанной с импортом некоторых видов рыб и рыбной продукции, поступающей на американский рынок и определенной властями США как потенциально подверженной ННН-промыслу и обороту.

Как предлагается, информация должна будет предоставляться в момент пересечения границы с использованием процедуры единого электронного окна в соответствии с «Законом о безопасности и подотчетности всех портовых процедур (SAFE)» от 2006 года, а также в соответствии с другими применимыми законами.

Впервые об этом стало известно в феврале 2016 года, когда Министерство торговли США выпустило исполнительный указ 50 CFR Parts 300 and 600 (Docket № 150507434-5999-01) RIN 0648-BF09 с перечнем мер по усилению контроля импортом морепродукции, поступающей на внутренний рынок государства. Документ разрабатывался межведомственной Президентской группой, которая была создана на основании президентского меморандума от 17 июня 2014 года «О создании действенных рамок борьбы с ННН рыболовным промыслом и подменой морепродуктов».

Ответственным ведомством за реализацию указа назначено Национальное Управление по изучению океанов и атмосферы США (NOAA) в лице подведомственной Национальной Службы морского рыболовства США (далее НСМР).

Согласно рекомендациям, разработанным Национальной Службой морского рыболовства США и Национальным советом по океанам в декабре 2014 года, Президентская группа окончательно утвердила 13 видов морских биоресурсов, импортируемых в США и идентифицированных как особо уязвимые для ННН-промысла, поскольку они доминируют по объему в поставках для американского рынка.

Среди них атлантическая и тихоокеанская треска, камчатский краб, составляющие большую часть российского импорта в США. В списке также присутствуют синий краб, абалон, корифена (махи – махи), групер, красный окунь, морской огурец, креветка, акулы, рыба-меч и все виды тунца, кроме синеперого. Стоит отметить, что Национальная Служба морского рыболовства США (НСМР) получила право пересматривать и расширять этот список.

Вводимые меры не затрагивают продукты глубокой переработки, как например, рыбий жир, соусы, крабовые палочки, тефтели и другие, если они произведены из видов рыб, включенных в список, а также уловы американских рыбаков, добытые в ИЭЗ США.

Для реализации указа американским импортерам еще до 16 сентября 2016 года был предоставлен тестовый режим для адаптации к новым правилам.

В числе вводимых мер: применение новых гармонизированных таможенных кодов, разработанных для определения и отслеживания подверженных ННН-промыслу морепродуктов на границе США, получение от НСМР ежегодно обновляемого платного разрешения на импорт, гарантирующего вхождение в торговлю продуктов, добытых во время легального промысла.

У импортеров запрашивается информация о том, где и когда был выловлен и выгружен на берег морепродукт, с уточнением района промысла или места аквакультурной фермы и точки первой выгрузки на берег, название юридического лица, которому улов отгружен (процессора, дилера или судна). Подлежит указанию юридическое лицо, выловившее или произведшее этот морепродукт: его название, государство флага промыслового судна, разрешение на промысел, уникальный идентификационный номер судна, тип рыболовной снасти. Требуется информации о выловленном и переработанном морепродукте, включая научное название вида или его номер ASFIS, описание продукта, рыночное название, количество и вес.

Кроме того, по решению НСМР дополнительно от импортера могут быть затребованы данные о каждом владельце по всей цепочке движения товара,о судах, осуществлявших его перегрузку, и также о процессорах, складах хранения и участниках торговых операций. При этом импортер или его ответственное лицо обязаны будут хранить документацию по каждому вылову в течение 5 лет, а отказ предоставить по первому требованию НСМР такой информации может повлечь отказ во ввозе продукции в США.

Заполнение данных на ввозимую продукцию будет осуществляться импортерами через компьютерную Международную систему обмена данными о торговле (ITDS) с использованием программы ACE (Automated Commercial Environment). Поступившие сведения станут доступны для проверки всем ответственным федеральным органам США, входящим в Президентскую группу, ответственным за борьбу с ННН-промыслом и оборотом морепродуктов. В состав президентской группы входят Госдеп и Минторг США в качестве сопредседателей, а также представители из Министерства сельского хозяйства, Министерства обороны, Министерства внутренней безопасности, Министерства здравоохранения и социальных служб, Министерства труда и других ключевых ведомств. Федеральная торговая комиссия, Агентство по международному развитию (USAID), Совет по наблюдению за окружающей средой, Совет национальной безопасности, Торговый представитель США также входят в эту группу.

С точки зрения поставщиков видится угроза того, что США впоследствии будут разрабатывать и вводить к применению новые документы отчетности, которые не будут соответствовать национальным правилам отчетности по уловам стран-импортеров, что позволит использовать программу мониторинга как инструмент протекционизма и отсекать от рынка конкурентную импортную продукцию.

Введенные меры могут значительно осложнить поставки многих видов морепродуктов, подозреваемых в ННН-вылове.Национальных правила ведения документации улова придется дорабатывать с учетом новых правил, что может привести к срыву важнейших поставок, в том числе российских трески и камчатского краба.


Поделиться в социальных сетях: