В середине сентября в Москве состоялась III Всероссийская конференция «Поставщики и сетевой ритейл: практика эффективного взаимодействия», организованная ассоциацией производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» и международной выставочной компанией ITE.
Третий год подряд этот форум становится крупнейшей по количеству участников площадкой для обсуждения взаимодействия между поставщиками и сетевым ритейлом. Основными темами обсуждения в этом году стали: взаимодействие поставщиков и торговых сетей в условиях обновленного законодательства, государственная поддержка бизнеса, альтернативные способы реализации и продвижения продукции на внутренний и зарубежные рынки. Актуальная повестка конференции вызвала высокий интерес и собрала вместе свыше 300 делегатов – ритейлеров, производителей, переработчиков, дистрибьюторов продовольственных товаров различных категорий из разных регионов страны.
Среди спикеров конференции были: руководитель Российской системы качества Максим Протасов, директор департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга России Денис Пак, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев, директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза России Владимир Волик, директор по развитию Ассоциации компаний розничной торговли Юрий Борисов, исполнительный директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов, директор по взаимодействию с органами государственной власти Х5 RetailGroup Станислав Наумов, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин и другие эксперты и участники рынка.
Конференцию открыла специализированная аналитическая сессия, в рамках которой руководители отраслевых исследовательских агентств рассказали о тенденциях и аспектах развитиях российского сельскохозяйственного и потребительского рынков. Так, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько заявил, что российские продовольственные рынки близки к классическому затовариванию. Он также отметил, что Россия уходит далеко вниз в рейтинге стран импортеров продовольствия, при этом наращивая объемы экспорта. Генеральный директор «Инфолайна» Иван Федяков и руководитель по стратегическому партнерству компании Nielsen Владислав Андреев обратили внимание участников на основные тенденции на рынке розничной торговли, такие как высокая долю промопродаж, рост магазинов типа дискаунтер, увеличение частных марок торговых сетей.
Пленарная сессия конференции, модератором которой выступил Максим Протасов,и была построена на диалоге госрегуляторов и отраслевых бизнес-объединений. Представители профильных ведомств рассказали о мерах прямой и непрямой поддержки бизнеса и развития рынка. Руководители союзов и ассоциаций – об адаптации компаний к новым правилам и опыте межотраслевого взаимодействия с целью выработки единых подходов к работе.
Было озвучено, что в настоящий момент ФАС России совместно с Минпромторгом России разрабатывают рекомендации для участников рынка по применению положений обновленного Закона о торговле. Во время выступления Тимофей Нижегородцев представил первые разъяснения. При этом он отметил, что пока не на все вопросы сформулированы однозначные ответы. Среди них, например, порядок предоставления скидок. Что касается расчета 5% для оплаты услуг торговой сети по продвижению товаров, спикер подчеркнул, «выплаты должны быть привязаны к конкретному товару, периоду предоставления услуги, объему продукции». Затронув тему штрафов, г-н Нижегородцев заявил, что ФАС России не хотела бы законодательно ограничивать их величину, однако штрафные санкции не должны становиться инструментом получения дополнительного дохода для ритейлера.
Денис Пак подробно рассказал о программах Минпромторга, направленных на развитие альтернативных каналов реализации продукции и поддержку потребительского спроса. Планируется, что последняя будет представлена на рассмотрение в Правительство России уже в следующем месяце. Кроме того, ведомство подготовило законодательные поправки, регламентирующие мобильную торговлю, и до конца года разработает стратегию развития Интернет-торговли в России. В своем выступлении г-н Пак отметил, что производителям интересен формат, предполагающий реализацию продукции через автолавки напрямую от предприятия. В ведомстве ожидают, что в 2017 году количество автомагазинов прирастет на 50 тыс. объектов.
Владимир Волик рассказал о планах Минсельхоза России по созданию на территории страны инфраструктуры для хранения, первичной обработки и логистики продукции. Он заявил, что на сегодняшний день дефицит агрологистических мощностей хранения, создание которых планируется за счет привлечения частных инвестиций государством, составляет около 2,5 млн тонн.
В рамках пленарной сессии отдельно прозвучал вопрос о том, почему на рынке в полной мере «не сработало» саморегулирование, и стало ли следствием этого принятие поправок в закон о торговле. Госрегуляторы высказали мнение, что бизнес в предыдущие годы не всегда оперативно достигал компромиссных и эффективных решений в рамках институтов саморегулирования, хотя сами институты были признаны необходимыми и полезными. Было отмечено, что результативность саморегулирования зависит от уровня ответственности сторон за исполнение его положений. При этом эксперты сошлись во мнении, что работа этого института рынка должна быть продолжена.
В заключение дискуссии Юрий Борисов отметил, что федеральные торговые сети заинтересованы в развитии бизнеса российских поставщиков. «Это нормальный экономический интерес, и он очевиден. Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы на рынке был баланс интересов обеих сторон, чтобы могли развиваться и те, и другие», – заключил г-н Борисов.
В рамках сессии «Диалог торговых операторов и поставщиков потребительских товаров», модератором которой выступил член правления «Руспродсоюза», генеральный директор компании Milford Илья Блинов, топ-менеджеры федерального ритейла рассказали о планах, направленных на координацию сотрудничества с поставщиками в соответствии с новыми законодательными правилами. Торговые сети готовы адаптироваться к сложившимся условиям, и сейчас они ждут окончательных разъяснений от регуляторов по применению закона. Кроме того, ритейлеры заявили, что заинтересованы в сохранении текущего пула поставщиков. «Нам важно сохранить матрицу поставщиков, мы ценим долгосрочные отношения с партнерами», – отметил вице-президент по корпоративной политике, глава представительства МЕТРО АГ Алексей Григорьев.
Директор по развитию бизнеса холдинга «РосАгроМаркет» Стивен Кригер рассказал участникам конференции о концепции федеральной сети оптово-распределительных центров (ОРЦ), которая может стать буфером во взаимоотношениях розничной торговли и производителей. По словам г-на Кригера, концепция ОРЦ «заточена» под интересы всех участников продовольственного рынка – малых, средних, крупных форм бизнеса.
Спикерами сессии «О сетях без сетей»выступили главы российских продовольственных компаний Америа Русс, Аквалайф, Органик Групп, Русский экспорт. Модератор – исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Эксперты представили свое видение развития рынка с учетом текущей экономической ситуации и законодательных изменений, поделились практическими рекомендациями по развитию бизнеса в преддверии переговорной кампании с торговыми сетями и подвели итоги. Спикеры также выразили надежду, что новые правила обеспечат прозрачность взаимоотношений поставщиков и ритейлеров. Организаторы конференции выражают благодарность выступающим за содержательную дискуссию, делегатам – за проявленный интерес и разнообразие вопросов, партнерам – за эффективное сотрудничество. Отдельную благодарность выражаем нашим спонсорам: компании «РосАгроМаркет», компаниям «Меридиан» и «У Палыча».
Для справки:
Конференция «Поставщики и сетевой ритейл: практика эффективного взаимодействия» проводится ежегодно в рамках международной выставки «WorldFoodMoscow». За годы работы конференция закрепила за собой статус лидирующей профессиональной площадки для выработки совместных решений в целях развития потребительского рынка. Участие в конференции позволяет получить актуальную и полную информацию по вопросам производства и реализации продовольственных товаров, оценить изменения на рынке и скорректировать планы развития бизнеса и обменяться опытом с партнерами.