Традицию посвящения целого года одному из представителей ихтиофауны Волго-Каспия заложили в конце 2017 года в Каспийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства. Первой стала каспийская килька. Неслучайно, ведь сейчас лов этого ценного биоресурса в Каспийском море почти не ведется, хотя раньше там добывали более 300 тонн кильки.
Как уточнил директор института Арсен Мирзоян, запланировали ряд научных мероприятий и практико-ориентированных образовательных акций, посвященных этой рыбе. «Постараемся приложить все силы, чтобы восстановить ее промысел», – уточнил Арсен Мирзоян.
До 2001 года на Каспии добывали до 300 тысяч тонн кильки в сезон. Вылов консервировали, продавали замороженным, жарили, перерабатывали в муку для корма животных. Но сейчас собственные рыбозаводы вынуждены покрывать дефицит кильки за счет черноморской и балтийской мелкой рыбы, пишет «Российская газета».
Причин исчезновения кильки из массового ассортимента несколько. По словам научного сотрудника КаспНИРХа Сергея Канатьева, одна из них – подводное землетрясение, которое случилось в Южном Каспии в 2001 году. Аномальная сейсмологическая активность привела к тому, что в Каспий попали и были разнесены круговым течением ядовитые вещества, резко повысилась температура воды. Вторая причина – снижение рентабельности: дорого стало закупать ГСМ, нечем платить экипажам. За несколько лет количество судов снизилось с пятидесяти до трех.
И все же позитивная тенденция есть. Сейчас популяция обыкновенной кильки стала увеличиваться. Специалисты Каспийского научно-исследовательский института рыбного хозяйства проводили экспериментальные рейсы, которые показали, что ее добыча экономически целесообразна. Эксперты выяснили, что в сутки можно добыть до 15 тонн кильки. Поэтому возрождать промысел можно и нужно.