Судостроение   №6 /январь-февраль 2021/

Бороздят мировые океаны

Гид по топовым производителям рыбопромыслового и научно-исследовательского флота в мире

Российские судостроительные компании в своей деятельности нередко используют наработки зарубежных коллег. И даже заказывают проекты сложных промысловых судов в заграничных конструкторских бюро. В первую очередь обращаются к иностранным инженерам для пополнения рыболовного флота. Однако на вооружение берутся также иностранные наработки в сфере производства «плавучих лабораторий». Какие технологии привлекают российских мастеров корабельного дела в работах мировых лидеров судостроения?

Опыт Старого света

Эксперты говорят, что разработка проекта рыболовного судна строго регламентирована тем, в каком регионе оно будет работать. Например, при проектировке судов для Дальнего Востока следует использовать опыт японских мастеров, в проектах траулеров для лова в Баренцевом море — опираться на знания проектировщиков из Норвегии и Исландии.

Среди компаний, производящих современные траулеры, стоит отметить норвежскую Marin Teknikk AS. Корабли, построенные на верфях этой компании, входят в рыболовный флот десятка стран. В том числе и России. По проектам норвежских инженеров были построены современные ярусоловы для рыболовных компаний из РФ, базирующихся в Мурманске и Архангельске. Суда проекта MT1112 XL имеют длину 58,6 м и ширину 13 м и построены для промысла трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях. Это — траулеры ледового класса и одни из самых современных представителей своего класса с технической точки зрения. Они оснащены современными автоматическими системами постановки и выборки яруса через шахту со свободной водной поверхностью.

Она представляет собой своеобразный «колодец», через который осуществляется постановка яруса. Такое нововведение обеспечивает безопасность в работе во время установки снастей, что гарантирует более эффективный лов. Кроме того, наличие шахты позволяет сохранить улов и избежать повреждений рыбы, так как больше нет необходимости использовать багры и крючья. Суда оснащены специальным оборудованием для разделки рыбы и консервирования при больших объемах морозильных камер. Они имеют улучшенные технические характеристики, которые позволяют снизить расход топлива при сохранении мощности и скорости корабля.

Еще одно норвежское бюро, подарившее российскому флоту свои проекты, — Skipsteknisk. В сентябре на Адмиралтейских верфях состоялась церемония спуска на воду большого морозильного рыболовного супертраулера норвежского проекта СТ-192, основан на концепте ST-192RFC. Большой морозильный рыболовный траулер СТ-192 (российским компаниям принадлежат несколько таких судов, например «Механик Сизов» и «Капитан Мартынов») предназначен для промысла минтая и сельди пелагическим тралом в Беринговом и Охотском морях.

Судно, во-первых, суперпроизводительно и может выловить до 60 тонн минтая (аналоги — только до 40 тонн), во-вторых, суперкомфортно для рыбаков, в-третьих — суперэкологично. Но самое главное — суперэффективно: каждая выловленная траулером тонна рыбы принесет в страну в два раза больше прибыли. Рыбоперерабатывающая фабрика на борту сможет выпускать до 60–80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно…

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Судостроение | 28.01.2022 №6 /январь-февраль 2021/