До 2025 года на российских верфях будет построено 40 рыболовных траулеров. В последний день мая на Выборгском судостроительном заводе заложили киль головного рыболовного траулера «Баренцево море» для АО «Архангельский траловый флот».
Текст: Петр Каменев
Кажется, еще не стихли споры о том, нужно ли вообще и как именно обменивать рыбные квоты на новые отечественные корабли, а инициатива уже заработала. Генеральный директор «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов сообщил обозревателю «Русской рыбы», что его компания нацелена на то, чтобы уровень локализации рыболовных судов через 7-10 лет превысил 75 процентов.
Будущий траулер «Баренцево море» проекта ST-118LATF — это самое современное судно своего класса, которое будет оснащено траловым комплексом последнего поколения, позволяющим ловить как донные промысловые объекты, так и пелагические виды рыб, а также креветку. Корпус судна ледостойкий, что немаловажно для работы в российских приполярных морях, поскольку может увеличить время промысла. На борту предусмотрены различные автоматические системы, призванные свести до минимума время операций погрузки-выгрузки, а также установки для производства филе, рыбной муки, рыбьего жира и консервов. В общем, это то судно-процессор среднего класса с размерами 86 на 17 метров, которое очень необходимо рыбакам северо-запада взамен неэкономичных старых кораблей.
«Основная задача — это развитие российской рыбной промышленности, обновление флота позволит повысить эффективность промысла и составить достойную конкуренцию судам других государств, с которыми мы ведем добычу в одних и тех же районах», — сказал Илья Шестаков. Он поблагодарил компанию «Архангельский траловый флот» за то, что она одной из первых решила участвовать в кампании по распределению инвестквот и так быстро двигается к достижению задач, поставленных руководством страны. На верфи подписали еще контракты на строительство шести судов-краболовов со сдачей последнего корабля серии в 2021 году. Это значит, что верфь на ближайшие годы загружена полностью.
Кстати, накануне в Росрыболовстве прошло рабочее совещание с представителями органов власти, рыбопромышленных компаний, судостроителей и банков, посвященное выходу пакета нормативных актов, регулирующих порядок предоставления инвестиционных квот..
В 2017 году заявочная кампания по инвестквотам будет проходить в особом режиме: Росрыболовство должно принимать заявления в течение шести месяцев. В дальнейшем обращения будут подаваться с 1 марта по 30 июня.
Как сообщил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, первые шаги уже сделаны, подписано 15 контрактов, хотя ранее существовали разные мнения по поводу того, заработает ли такая мера поддержки.
«Производители должны предлагать конкурентные условия по строительству судов, в том числе и по судовому оборудованию», — подчеркнул Петр Савчук.
Сейчас при подаче заявок определено, что 30% стоимости судна должны составлять российские комплектующие, а с 2020 года эта доля повысится до 40%. Определенные виды российского оборудования есть и производятся, но меры по локализации уже сыграли положительную роль: ведущие иностранные компании выразили желание открыть производство в России, на промышленных площадках в Калининграде и на Дальнем Востоке. Конкуренция явно будет нарастать, что положительно отразится на ценах.
Не спят и судостроители. Представитель «Северной верфи» рассказал, что она готова строить 19 судов одновременно, включая и большие, 100-метровые, перемещая их на стапелях по мере готовности. Правда, для некоторых верфей потребуется участие иностранных инжиниринговых компаний для комплектации оборудования, но, как заметил Петр Савчук, стесняться этого не нужно. Нужно научиться — и далее работать самим.
Хотя есть еще некоторые вопросы с обеспечением по кредитам, связанные с оформлением залога, готовы к массовому строительству кораблей и банкиры. Уже обозначилась конкуренция между четырьмя крупнейшими банками страны за финансовое обслуживание конкретных проектов. Представитель компании «Газпромбанк Лизинг» уверил, что ставки российских банков вполне конкурентоспособны в сравнении с западными.
Таким образом, уже сейчас можно сказать, что механизм по предоставлению инвестиционных квот работает, и он жизнеспособен. В дальнейшем предстоит уточнить финансовые параметры проектов, взаимодействие рыбопромышленных компаний с судостроителями и производителями оборудования. По мере решения этих вопросов количество закладываемых судов на российских верфях явно увеличится.
Спрос есть
Генеральный директор «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов рассказал журналу «Русская рыба» о будущем рыболовного флота.
— Сколько судов готова построить ОСК?
— Мы заложили на Выборгском заводе первое судно из серии, на которую уже есть четыре контракта. До 2025 года планируем построить 40 новых судов.
— Это будут современные суда?
— Другие нашим заказчикам не нужны. Мы активно модернизируем свои верфи, чтобы иметь возможность выпускать и современные суда, и делать их больше за короткое время.
— Каким будет уровень локализации в ближайшие годы?
— Наша задача к периоду между 2025 – 2030 годами достичь локализации в 75 процентов. Минпромторг активно занимается проблемой импортозамещения. Уже сейчас мы достигаем уровня чуть более чем 50%, а это по всем мировым критериям означает, что продукция является российской. Россия — признанный лидер по созданию специальных судов. По выпуску корпусов и проектированию мы вполне находимся на мировом уровне. Но чтобы увеличить долю российских комплектующих, нам необходимо подтянуться по грузоподъемным механизмам, по электронной базе. По компонентам у нас есть вопросы и есть широкое поле деятельности для отечественных компаний.