Международные договоры и соглашения давно нуждались если не в пересмотре, то в существенной корректировке. В условиях санкционного противостояния, навязанного России, правительство РФ было вынуждено занять жесткую позицию в деле защиты национальных интересов, в том числе в рыболовной сфере.
В Положение о Федеральном агентстве по рыболовству были внесены важные дополнения. Принятые поправки в законодательстве, которые вступят в силу с 1 декабря 2024 года, существенным образом пересматривают практику определения допустимого улова ВБР в международных водах. Документ также уточняет разделение полномочий между Минсельхозом и Росрыболовством: министерство будет отвечать за нормативное регулирование, а ФАР курировать работу всего рыбохозяйственного комплекса. По новым правилам, правительство РФ теперь самостоятельно устанавливает максимальные нормы вылова в районах, где действуют международные договоры. В свою очередь, на Росрыболовство возложены полномочия определять виды ВБР, на которые распространяются ограничения по ОДУ. Таким образом, у России усилились позиции над контролем рыбных ресурсов в международных водах.
Актуальность законопроекта объясняется и принятым курсом на постепенное, по мере обновления флота, возвращение промысла в Атлантику и другие регионы, освоенные еще в советскую эпоху. В настоящее время объем рыбодобычи в исключительных экономических зонах иностранных государств и в открытой части Мирового океана, по данным Росрыболовства за 2023 год, составил около 540 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, или примерно 10 % от общего объема вылова.
В ходе VIII Восточного экономического форума во Владивостоке глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что у российских рыбаков есть все возможности в течение 3–5 лет увеличить вылов ВБР в Мировом океане еще на 200 тыс. тонн. По мнению специалистов из ВНИРО, в перспективе этот показатель реально довести до 1 млн тонн. Освоение такого объема руководитель ФАР связывает с реализацией судостроительной программы в рамках инвестквотирования.
По данным 2023 года, за пределами исключительной экономической зоны России промысел велся в среднем 120 отечественными рыбопромысловыми судами. Российский флот работал в водах иностранных государств, в том числе Мавритании, Намибии, НЕАФК (район регулирования Комиссии по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике), НАФО (район регулирования Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана) и ЮТО (район региональной организации по регулированию рыболовства в южной части Тихого океана). Наши рыбаки вели промысел по квотам, выданным Российской Федерации в рамках международных межправительственных соглашений в области рыболовства. По сообщению ФАР, «традиционно российский флот добывает в зарубежных водах атлантическую сельдь, путассу, сайду, зубатку, палтуса, морского окуня, скумбрию, ставриду, сардину, сардинеллу и другие промысловые объекты»…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.