Каковы современный облик и основные направления деятельности береговой охраны?
Сегодняшний облик береговой охраны в полной мере отвечает современным реалиям обстановки на государственной границе и за ее пределами.
За последние годы на государственном и ведомственном уровнях в интересах построения системы пограничной безопасности в морских пространствах разработаны и реализуются комплексные программы и планы развития береговой охраны, внесены изменения в законодательство Российской Федерации, ведомственные и межведомственные правовые акты, касающиеся деятельности органов федеральной службы безопасности на морских направлениях и на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации.
Сохранились темпы строительства и принятия в эксплуатацию кораблей и катеров нового поколения, вооружения, автоматизированных и автономных комплексов технических средств контроля надводной обстановки и обмена информацией, объектов базирования и инфраструктуры пограничных органов.
Например, в 2019 году от промышленности принято 9 кораблей и катеров. В этом году завершаются испытания очередного корабля для выполнения задач в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ИЭЗ России).
Нами пересмотрены и утверждены концептуальные подходы к формам и методам государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, которые теперь в достаточной степени учитывают сегодняшний уровень развития информационных технологий и инновационного варианта стратегического развития рыбохозяйственного комплекса. В пограничных органах созданы подразделения режимно-контрольных мероприятий, функции которых сочетают охрану государственной границы и государственный контроль в области рыболовства. Сформирована система поисково-спасательного обеспечения.
Развиваем и укрепляем межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество. В частности, на регулярной основе совместно с территориальными подразделениями Минобороны, МЧС, Минтранса России, Росгвардии участвуем в проведении антитеррористических учений в морских районах. В прошлом году приняли участие в совместном с Минобороны России и Росгвардией учении по действиям при угрозе нападения на объекты морской экономической деятельности и нарушения морских транспортных коммуникаций.
На международных площадках, в том числе совместно с Росрыболовством и МИДом России, активно продвигаем национальные интересы страны на арктическом, балтийском, азово-черноморском, каспийском и тихоокеанском направлениях. В прошлом году 4 из 10 международных морских учений сопровождались визитами пограничных кораблей в иностранные порты. Получена практика организации, проведения и участия в международных учениях и операциях по борьбе с терроризмом, пресечению преступной деятельности, массовому спасанию людей, ликвидации аварий техногенного характера на море.
Сегодня береговая охрана осуществляет защиту национальных интересов Российской Федерации и за пределами акваторий, находящихся под юрисдикцией государства. Это, например, зона архипелага Шпицберген и конвенционные районы в Тихом океане.
Кроме того, мы участвуем в обеспечении пограничной безопасности проведения важных государственных общественнополитических и спортивных мероприятий международного характера.
Как видим, круг поставленных перед береговой охраной задач достаточно широк, и он играет важную роль в обеспечении пограничной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
Помимо охраны государственной границы, мы выполняем такие специфические задачи как обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и морских транспортных коммуникаций от провокаций и актов незаконного вмешательства в их функционирование, противодействие терроризму, охрана морских биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере, контроль режима плавания по Северному морскому пути, научно-исследовательской деятельности, поиск и спасание людей, судов и объектов, терпящих бедствие на море, экологический мониторинг надводной обстановки.
Среди задач, стоящих перед береговой охраной, Вы упомянули такую актуальную с точки зрения обеспечения экономической безопасности тему как охрана морских биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере. Как организовано и осуществляется взаимодействие с Росрыболовством в интересах рационального использования и сохранения морских биологических ресурсов и каковы основные результаты совместной работы?
Рыбная отрасль является стратегическим сектором экономики и всегда имела немаловажное значение в социально-экономическом развитии страны. Выполнение береговой охраной задачи защиты экономических интересов в области рыболовства неразрывно связано с государственными стратегиями и целевыми программами развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также поручениями и решениями руководства страны.
Безусловно, что первоочередным партнером по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности и нормального функционирования рыбохозяйственного комплекса для нас является Федеральное агентство по рыболовству.
Необходимость такого взаимодействия в том числе обусловлена близкими по содержанию функциями и задачами в области рыболовства и сохранения морских биоресурсов, которые возложены на ведомства законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
За последние годы совместными усилиями многое удалось сделать для совершенствования системы охраны морских биологических ресурсов и среды их обитания, обеспечения действенного государственного контроля, создания законопослушным рыбопромышленникам благоприятных условий для осуществления рыболовства и декриминализации рыбной отрасли.
В частности, в октябре 2013 года между ФСБ России и Росрыболовством заключено соглашение об информационном взаимодействии. В целях его реализации на федеральном и региональном уровнях осуществляется обмен сведениями о промысловой обстановке, нарушениях законодательства в области рыболовства и сохранении водных биоресурсов. Результаты их анализа находят применение в рамках нормативно-правового регулирования в области рыболовства и противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу (ННН-промысел), защиты среды обитания морских биоресурсов, а также осуществления практического взаимодействия между пограничными органами и территориальными подразделениями Росрыболовства.
Для систематизации совместной работы в сентябре 2015 года в ходе совещания Росрыболовства и ФСБ России, при участии представителей общественных объединений рыбопромышленников, принято решение о формировании Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на решение проблемных вопросов (МРГ).
В ходе заседаний МРГ рассматриваются наиболее острые и значимые вопросы, касающиеся правового регулирования отношений при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Важно подчеркнуть, что эти вопросы формируются и при участии рыбохозяйственных предприятий и их объединений.
Сложившаяся практика взаимодействия продемонстрировала высокую эффективность МРГ как инструмента для решения возникающих проблемных вопросов. Например, в 2019 году проведено 5 заседаний МРГ, рассмотрено более 40 проблемных вопросов, из которых 36 решены положительно.
За все время работы МРГ совместное нормативно-правовое решение проблем нашло свое отражение в постановлениях Правительства Российской Федерации, приказах и других нормативных документах Росрыболовства.
Одним из многочисленных примеров служат внесенные изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. №486 «О доставке водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах промысла за пределами внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, и произведенной из них рыбной и иной продукции», которые позволили добытчикам сайры и сардины иваси пересекать внешнюю границу ИЭЗ России в уведомительном порядке без прохождения контрольных пунктов (точек).
Помимо этого, уделялось внимание вопросам порядка предоставления судовых суточных донесений, добычи коренными малочисленными народами Севера млекопитающих, рыболовства в непосредственной близости от мест отдыха людей, расчета процента выхода икры минтая в случае осуществления рыболовства в разных подзонах по одному разрешению, предоставления права на добычу сельди тихоокеанской в устьевой части рек, а также во внутренних морских водах и территориальном море РФ и многие другие.
Особо хотелось бы отметить внедрение нами в практику открытого диалога с рыбопромышленниками по вопросам контрольно-надзорной деятельности.
В начале 2020 года между сотрудниками департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России и рыбопромышленниками в рамках МРГ обсуждались отдельные положения проекта Административного регламента ФСБ России по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны морских биологических ресурсов. В результате конструктивного диалога названный регламент доработан с учетом пожеланий рыбаков, например, касающихся предоставления им документальных материалов по результатам осмотра судна.
Еще одним направлением нашего взаимодействия с Росрыболовством является международное сотрудничество. Как известно, иностранные рыболовные суда в соответствии с международными договорами осуществляют рыболовство в ИЭЗ России, что требует от ФСБ России и Росрыболовства поддержания тесного взаимодействия по широкому спектру вопросов.
В рамках межправительственных соглашений о сотрудничестве в области рыбного хозяйства (США, Япония, Республика Корея, КНР, КНДР, Норвегия и др.) и межправительственных соглашений по предупреждению ННН-промысла (Япония, Республика Корея, КНР, КНДР, США, Меморандум с Канадой) сотрудники береговой охраны Пограничной службы ФСБ России и Росрыболовства от имени Российской Федерации обеспечивают представление российских интересов в международных диалогах.
Ежегодно осуществляется согласование иностранным пользователям квот добычи, видового состава, промысловых районов. Определяются условия государственного контроля рыболовства и порядок информационного обмена.
Каких результатов достигли пограничные органы по охране морских биологических ресурсов в 2019 году? Где задержано больше всего рыболовных судов за нарушения закона о рыболовстве и в каких случаях производятся их задержания?
Нами отмечается сохранение негативных тенденций к незаконному рыболовству. В 2019 году сотрудниками береговой охраны пограничных органов на рыбопромысловых судах и морском побережье выявлено более 6,7 тыс. нарушений закона. Из незаконного оборота изъято более 1,3 тыс. тонн морских биоресурсов. Возбуждено свыше 6,3 тыс. дел об административных правонарушениях в области рыболовства и около 500 уголовных дел по статьям 253, 256 и 258.1 УК России. Наложено более 5 тыс. административных штрафов, общая сумма которых превысила 825 млн рублей.
За нарушения закона задержано 13 российских и 26 иностранных судов. Как и в прежние годы, подавляющее большинство задержано в морях Дальнего Востока (9 российских и 24 иностранных судна).
Стоит отметить, что задержания проводятся лишь в тех случаях, когда совершаются нарушения, влекущие за собой ощутимый экономический или экологический ущерб морским биоресурсам. К ним, например, относятся рыболовство без разрешительных документов, в запретных районах, запретными орудиями добычи, накопление на борту рыболовного судна неучтенных в промысловой документации уловов морских биоресурсов и продукции из них.
В прошлые годы в открытых источниках регулярно освещались задержания в российских водах судов под так называемыми «удобными» флагами, ориентированных на НННпромысел краба и его вывоз в иностранные порты. Сохранилась ли проблема «подфлажников» на сегодняшний день?
Действительно, проблема ННН-промысла краба судами под «удобными» флагами (Камбоджа, Белиз, Сьерра-Леоне, Панама, Того, Танзания, Сент-Китс, Федеральные штаты Микронезии и др.) в морях Дальнего Востока носила массовый характер и причиняла ощутимый ущерб экономическим интересам страны.
За последние годы ситуацию удалось в целом переломить. В соответствии с решениями и указаниями руководства ФСБ России и Пограничной службы, наряду с принимаемыми на различных уровнях мерами, в 2017 году был разработан и в дальнейшем реализован замысел, включающий в себя комплекс мероприятий по пресечению ННН-промысла краба судами под «удобными» флагами.
В 2017 ‒ начале 2018 гг. в ходе реализации спланированных мер пограничными органами задержано 10 судов указанной категории. Из незаконного оборота изъято более 50 тонн краба, предотвращенный ущерб составил 100 млн рублей. Возбуждено 6 уголовных дел и 32 дела об административных правонарушениях. Осуждено 5 лиц, 27 привлечено к административной ответственности. Сумма штрафов составила более 51 млн рублей.
Пресечена деятельность 6 трансграничных преступных групп. От противоправной деятельности отказались 7 организаторов ННН-промысла.
Наработана практика конфискации судов под «удобными» флагами, на которых при их задержании отсутствовала крабовая продукция. В судебном порядке в доход государства обращено 13 «подфлажников». Согласно экспертным оценкам, совокупный экономический подрыв организованной преступности составил около 1,5 млрд рублей.
Как пример ‒ за пятилетний отрезок времени, т.е. с 2013 по 2018 гг., количество задержанных «подфлажников» сократилось в 15 раз (с 45 до 3), а объемы обнаруженных на них незаконно добытых уловов краба и крабовой продукции — в 6 раз (с 332 до 51,5 тонны).
С 14 марта 2018 г. (дата задержания судна «Asa» под флагом Того) деятельность судов под «удобными» флагами в территориальном море и ИЭЗ России не фиксировалась.
На сегодняшний день Пограничная служба ФСБ России и пограничные органы контролируют ситуацию и готовы оперативно реагировать на попытки заходов указанных судов в территориальное море и ИЭЗ России для осуществления ННН-промысла морских биологических ресурсов.
В 2019 году в средствах массовой информации активно муссировалась проблема засилья северокорейскими браконьерами российских вод в Японском море. Российским пограничникам в очередной раз приходилось применять оружие для защиты интересов государства. Понятно, что вооруженное противостояние не входит в российские принципы установления и поддержания правоотношений на Государственной границе. Что делается береговой охраной для исключения аналогичных ситуаций в последующем и каковы Ваши прогнозы?
Проблема северокорейского браконьерства заслуживает серьезного внимания. Обстановка на этом направлении оценивается как сложная и напряженная. В последние годы сформировалась тенденция к росту активности браконьерских заходов со стороны данного государства в воды, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации. В 2019 году морскими пограничниками в российской части Японского моря за незаконную добычу морских биоресурсов задержано свыше 340 рыболовных судов и маломерных плавсредств под флагом КНДР, на которых находились более 3,5 тыс. браконьеров.
Противоправные действия северокорейских браконьеров наносят ущерб пограничной и экологической безопасности Российской Федерации. По информации рыбацкой общественности, от их действий фактически страдают российские рыбопромышленные предприятия.
Отмечаем, что незаконная деятельность северокорейцев в российских водах становится все более агрессивной и в отношении сотрудников береговой охраны. Напомню, что в сентябре 2019 года на членов осмотровой группы пограничного корабля экипажем северокорейской браконьерской шхуны осуществлено вооруженное нападение. Четверо военнослужащих получили ранения различной степени тяжести.
Безусловно, причины и условия, способствующие формированию данной ситуации, выходят далеко за пределы охраны морских биологических ресурсов и решаются комплексно, в том числе и на внешнеполитическом уровне. Пограничная служба ФСБ России в целях реагирования на данный элемент обстановки осуществляет наращивание усилий на угрожаемых направлениях. Принимаются совместные с силовыми ведомствами меры, направленные на предупреждение и пресечение противоправной деятельности северокорейских браконьеров в российской части Японского моря. Объединяются усилия по контролю надводной обстановки, а также в области поисково-спасательного обеспечения, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с браконьерскими действиями судов КНДР.
Согласно нашим прогнозам, в предстоящем периоде актуальность данной проблемы сохранится и эффективность выполнения стоящих перед нами задач будет зависеть от нашей готовности, для чего мы принимаем исчерпывающие на сегодняшний день меры.
Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн характеризуется масштабной минтаевой путиной. Как обеспечивался специализированный промысел минтая в Охотском море в январе‒апреле 2020 г. и каких результатов достигли морские пограничники при осуществлении государственного контроля?
Ежегодно особое внимание департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России и пограничных органов Тихоокеанского региона сконцентрировано на качественной подготовке сил и средств береговой охраны в интересах обеспечения важной для государства с экономической точки зрения минтаевой путины.
Осознавая масштаб путины, а это превышающий миллион тонн общий допустимый улов минтая, задействование свыше 150 судов рыбопромыслового флота и в то же время ограниченные сроки добычи и сложные гидрометеусловия, мы отдаем себе отчет в том, что и от наших действий по осуществлению государственного контроля в море и портах будут зависеть непрерывность рыболовства и эффективность реализации государственной продовольственной политики.
Хотел бы кратко остановиться на организационных вопросах, которые предшествовали мероприятиям государственного контроля охотоморской минтаевой путины.
Накануне в г. ПетропавловскеКамчатском руководством Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району (ПУ ФСБ России по ВАР) проведена встреча с представителями рыбопромышленных предприятий и некоммерческих объединений, в которой также принимали участие представители руководства Росрыболовства, департамента береговой охраны, Правительства Камчатского края, камчатских межрайонной природоохранной специализированной прокуратуры и филиалов ФГБУ «ЦСМС» и ВНИРО (КамчатНИРО) и др.
Рассмотрены вопросы правоприменительной практики и характерные нарушения при осуществлении специализированного промысла минтая в предыдущие годы.
Заинтересованные участники встречи ориентированы на соблюдение требований природоохранного законодательства в целях устойчивого перспективного рыболовства в регионе. Особое внимание акцентировано на предупреждении нарушений, причиняющих ощутимый ущерб морским биоресурсам. Среди них проблема систематических приловов молоди в уловах при специализированном промысле минтая в Охотском море и их выброса без учета в промысловой документации и информирования территориальных органов Росрыболовства. Отмечены сохранение негативных тенденций к добыче минтая непромыслового размера, совершению нарушений, связанных с оснасткой разноглубинных тралов, и ряд других проблемных вопросов, требующих принятия исчерпывающих мер по их недопущению.
Осуществлена подготовка сил и средств к обеспечению охотоморской минтаевой путины, дополнительно организовано усиление группировки ПУ ФСБ России по ВАР наиболее подготовленными инспекторами государственного контроля и кораблями из других пограничных органов, определен порядок их применения по задачам, районам и времени.
Приняты меры по повышению качества мониторинга обстановки в районах рыболовства с использованием автоматизированных систем технического контроля надводной обстановки и информационных систем взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, в том числе для обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота в условиях сложных гидрометеоусловий.
Помимо этого, в рамках взаимодействия совместно с сотрудниками территориальных управлений Росрыболовства принято участие в 14 совещаниях по вопросам организации и контроля хода минтаевой путины и других объектов рыболовства в Охотском море в 2020 году.
По сравнению с прошлогодней охотоморской путиной в этом году было задействовано больше единиц корабельного состава. Увеличено количество полетов авиации ФСБ России для вскрытия обстановки в акватории Охотского моря.
Несмотря на карантинные мероприятия, связанные с пандемией коронавируса, нам удалось организовать работу двух и более инспекторов на 88% транспортных судов и на 95% приемо-перерабатывающих судов, что в несколько раз выше показателей прошлых лет.
Реализованы и другие организационные мероприятия, что, как я уже сказал, ежегодно требует от нас повышенного внимания и качественного обеспечения минтаевых путин.
В ходе государственного контроля выявлено 27 нарушений законодательства Российской Федерации. Общая сумма административных штрафов составила более 2,28 млн рублей.
К сожалению, в этом году не обошлось без нарушений со стороны капитанов судов, на предупреждение которых руководством ПУ ФСБ России по ВАР акцентировалось внимание представителей рыбопромышленных предприятий и некоммерческих объединений на декабрьской встрече в Петропавловске-Камчатском.
Например, 15% нарушений приходится на прилов молоди минтая, по 4% ‒ добыча в запретном районе, наличие на борту судна запретных орудий добычи, выброс разрешенных к добыче морских биоресурсов, не учтенная в промысловой документации рыбопродукция.
В целом могу сказать, что охотоморская минтаевая путина завершилась успешно. Подтверждением служат и оценки экспертов рыбной отрасли, опубликованные в открытых источниках информации.
Как организована поисковоспасательная работа? Часто ли приходится оказывать помощь в спасении рыбаков, терпящих бедствие на море, и есть ли конкретные примеры?
Как я уже говорил, одним из направлений нашей деятельности является участие сил и средств береговой охраны пограничных органов в поиске и спасании людей, судов и объектов, терпящих бедствие на море, во взаимодействии с аварийно-спасательными службами федеральных органов исполнительной власти в рамках единой системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) морской деятельности Российской Федерации.
Анализ происшествий на море потребовал от нас совершенствования существующей в Пограничной службе и пограничных органах системы ПСО.
В департаменте береговой охраны и пограничных органах назначены ответственные за ПСО должностные лица. Разработаны организационные документы и планы, действуют сформированные оперативные группы ПСО. Организована работа по оснащению корабельного состава пограничных органов современными спасательными средствами и устройствами (жилеты спасательные, гидротермокостюмы, устройства для подъема людей из воды, плоты и шлюпки спасательные). На снабжение пограничных органов принят гидрокостюм рабоче-страховочный, который предназначен для обеспечения безопасной перевозки пассажиров и осмотровых групп на открытых плавсредствах.
Ежегодно на море терпят бедствие большое количество людей на различных судах, которым береговой охраной оказывается помощь.
Только за последние 3 года самостоятельно и во взаимодействии с поисковыми и аварийно-спасательными службами проведено более 250 поисково-спасательных мероприятий. Оказана помощь 45 рыбопромысловым и маломерным судам. Спасено более 1 тыс. российских и иностранных граждан.
Приведу несколько примеров, когда с вероятным риском для здоровья и жизни, в условиях сложной гидрометеообстановки сотрудники береговой охраны оказали помощь рыбакам, попавшим в тяжелые ситуации на море.
В июне 2018 г. в Японском море пограничное патрульное судно «Андрей Евдокимов» первым пришло на помощь терпящему бедствие российскому рыболовному судну «Посейдон-2», у которого в результате аварии оказались частично заполнены водой два трюма, что представляло угрозу затопления судна. Экипаж аварийного «Посейдона-2» был эвакуирован на «Андрея Евдокимова», а само рыболовное судно отбуксировано подошедшим на помощь сейнером «София» в порт Советская Гавань.
В феврале 2019 г. в акватории залива Терпения Охотского моря сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области обнаружена терпящая бедствие резиновая лодка, зажатая во льдах, с рыбаком на борту. Своевременные действия позволили спасти и доставить на берег рыбака, которым оказался 15-летний подросток. Впоследствии он был госпитализирован.
В июле 2019 г. в акватории Баренцева моря экипажем пограничного сторожевого корабля Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району спасены 2 рыбака, с которыми находилась 16-летняя девочка. Лодку выбросило на камни побережья. С пограничного корабля была направлена осмотровая группа на быстроходном катере. Несмотря на волнение моря в три балла, моряки-пограничники успешно высадились на берег и организовали поиск рыбаков. Спасенных на борту осмотрел врач — медпомощь им не потребовалась. Затем рыбаков доставили к поселку, откуда они вышли в море.
В апреле 2020 г. в акватории Баренцева моря экипаж пограничного сторожевого корабля этого же пограничного управления спас двоих рыбаков, лодка которых начала тонуть. Возникла реальная угроза их жизни и здоровью. Пострадавшие выбрались на берег в сложных гидрометеоусловиях и не могли самостоятельно добраться до ближайшего населенного пункта. На сигнал бедствия ответил пограничный корабль, на борт которого доставили спасенных.
Это далеко не все примеры, когда корабли и патрульные суда береговой охраны приходили на помощь. География спасений широка — это большинство морей, омывающих берега Российской Федерации: Баренцево, Азовское, Черное, Каспийское, Японское, Охотское и Восточно-Сибирское моря.
Что пожелаете российским рыбакам накануне профессионального праздника — Дня рыбака?
В этот день от руководства Пограничной службы ФСБ России и сотрудников береговой охраны пограничных органов хотел бы поздравить всех рыбаков с профессиональным праздником. Вашу работу справедливо считают одной из самых непростых, требующей особой выдержки, упорства, умения противостоять трудностям.
Рыболовство является одной из ведущих отраслей промышленности и имеет огромное значение для экономики нашей страны. Уверен в том, что ваши опыт и приверженность многолетним традициям будут способствовать развитию рыбохозяйственной отрасли.
Желаю вам, вашим родным и близким благополучия и крепкого здоровья, успехов в вашем деле.