Судостроение   №3 /июль-август 2025/

Одна стратегия и три сценария

Нынешняя «Стратегия развития судостроительной промышленности» — очередной документ, посвященный реформированию отечественной экономики

В мае Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил обновленную «Стратегию развития судостроительной промышленности до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года». Перед отраслью поставлены весьма амбициозные цели, особенно в гражданском секторе. Однако, учитывая довольно сложную ситуацию со строительством рыбопромысловых судов, цифры выглядят не очень убедительно — как по количеству, так и по объемам финансирования. Даже в самой «Стратегии» указано, что на сегодняшний день для ее выполнения не хватает многого. И прежде всего — инструментов для реализации столь глобальной политики.

Проблемы передаются по наследству

Нынешняя «Стратегия развития судостроительной промышленности», которую подписал Михаил Мишустин, является очередным документом в длинной череде законодательных актов, посвященных реформированию отечественной экономики.

Первой в этом ряду можно отметить «Стратегию развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», утвержденную Правительством в сентябре 2007 года. В 2016 году была проведена промежуточная оценка ее реализации в рыбопромышленном секторе. Итогом стала разработка проектной документации для различных типов добывающих судов, которые, по мнению чиновников, должны были заинтересовать рыбаков.

В декабре 2012 года появилось постановление Правительства, вводившее в действие государственную программу «Развитие судостроения на 2013–2030 годы». Затем, в 2015 году, была утверждена «Морская доктрина России», в которой также был, раздел по планам судостроения.

Наконец, в октябре 2019 года кабинет министров одобрил «Стратегию развития судостроительной промышленности РФ до 2030 года», в которой было прописано конкретное число судов, необходимых в различных секторах нашей экономики для ее поступательного развития. Как раз этот документ и должна актуализировать нынешняя «Стратегия», подписанная Председателем Правительства.

Если пойти модным и современным путем и задать нейросети вопрос: «Насколько реализованы предыдущие документы?», то ответ будет таким — основные успехи наблюдаются в военной области и строительстве ледоколов. На вопрос: «Почему не достигнуты цели в других областях?» нейросеть отвечает, что отечественное гражданское судостроение отстает по причине зависимости от импорта, и особенно остро данный недостаток проявляется как раз при строительстве рыбопромысловых судов. Трудно не согласиться с ИИ, поскольку данную проблему пытались учесть еще в «Стратегии» 2007 года…

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Судостроение | 29.09.2025 №3 /июль-август 2025/