Рекомендации, выработанные по итогам «круглого стола» в комитете Совета Федерации по вопросам прибрежного рыболовства, призваны существенно реформировать эту отрасль рыбодобычи. Акцент делается на региональную самостоятельность и повышающий коэффициент.
Как известно, прибрежному рыболовству изначально отводилась особая социальная роль. Этот вид промысловой деятельности должен был способствовать (и способствует) обеспечению населения в прибрежных регионах свежей и качественной рыбной продукцией и развитию береговой инфраструктуры — от переработки до реализации.
По данным Росрыболовства, на «прибрежку» приходится почти 10,5% от части общего допустимого улова, утвержденного применительно к квоте добычи водных биологических ресурсов в морских водах. Этот показатель своей деятельностью обеспечивают 110 пользователей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и 26 — в Северном. Для страны, скажем прямо, немного. Значит ли это, что данный вид предпринимательства (а в прибрежном рыболовстве в основном заняты ИП и ООО) не слишком выгоден? Видимо, так и есть. По словам Сергея Митина, первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-промышленной политике и природопользованию, «проведенный нашим комитетом анализ (а мы проводили его совместно с Росрыболовством, с субъектами Российской Федерации в прошлом году) мощностей рыбоперерабатывающих заводов, расположенных в прибрежных регионах, показал, что они недозагружены сырьем, среднегодовая загруженность находится на уровне 60%, а в отдельных случаях еще ниже». Напомним, что второй этап инвестквот предусматривает строительство еще 17 береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
Почему же повышающий коэффициент 1,2 для квот на вылов некоторых видов ВБР, разработанный в качестве стимула для «прибрежки», не приводит к ожидаемому результату? Отчасти ответ на этот вопрос дают данные ВАРПЭ, согласно которым коэффициент переработки 1 тонны улова в филе равен 4,1, а коэффициент переработки рыбы потрошеной без головы равен 1,7. При расчете объем переработки составит соответственно около 25% и менее 60% вместо необходимых 70%. По мнению участников «круглого стола», действующее требование «может вынудить предприятия во избежание штрафов производить продукцию с меньшей степенью переработки, что не позволит решить ключевую задачу программы инвестиционных квот по развитию отечественного производства продукции глубокой переработки и ухода от сырьевой модели».
У кризиса «прибрежки» есть и другие причины. До недавнего времени действовал запрет ФСБ на обработку улова на рыболовецких судах, то есть запрещалось рыбу разделывать, потрошить и обезглавливать. Большие штрафы, начисляемые от стоимости уловов, и заведение административных дел успели привести к закрытию ряда предприятий на Северном бассейне. В результате прибрежный промысел был частично свернут, а Мурманский траловый флот перешел на освоение промышленных квот…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.