Искусство   №2 /май-июнь 2020/

Художник Александр Заикин

Напутствие начинающим маринистам от одного из лучших российских художников-маринистов

Один из лучших российских художников-маринистов Александр Юрьевич Заикин родился 23 февраля 1954 г. До 1977 г. жил на Урале, где окончил Уральское училище прикладного искусства (отделение дизайна). Учился у педагогов Г.К. Эрлиха, Ю.П. Маточкина, Ю.Я. Вершинина, А.Э. Штейнмеца. В 1977 г. переехал в Пензу и 15 лет проработал в отделе промграфики НИИ местной промышленности РСФСР. В составе творческой группы «Плакат» с 1982 г. принимал активное участие в многочисленных международных, республиканских и зональных выставках. Провел 10 персональных выставок, на которых было представлено по 65 — 75 работ. В 1987 г. стал членом Союза художников, а в 1988 г. — членом Союза дизайнеров России. Как художник–маринист впервые выставился в 1983 г. в Москве, затем были выставки в Ленинграде, Одессе. Много лет сотрудничает с издательствами «Гангут» (С-Петербург), ЭКСМО (Москва). Автор более 200 обложек журналов и книг по истории военно-морского флота. Многие работы находятся в частных собраниях в России и за рубежом, а также в дирекции выставок Союза художников России.

Сторожевой корабль «Туман» в Баренцевом море, 1941 г.

Александр Юрьевич не лишен и педагогического таланта. В том, что он хорошо владеет не только кистью, но и пером, легко убедиться, прочитав приведенную ниже статью.

Напутствие начинающим маринистам

Если вам внезапно захотелось написать морскую картину (в просторечии «марину»), в центре которой должен быть корабль, и тем самым смело и решительно вступить в ряды отечественных художников маринистов, то, уверяю, большие трудности вас на этом пути не ожидают. Для начала надо зайти в ближайшие «Канцтовары», купить лист ватмана, набор школьной гуаши, кнопки, кисти и карандаш. Считайте, что первый шаг к заветной цели сделан.

Вторым шагом будет поиск натуры. Если ваш дом стоит на берегу и окно выходит прямо на море, то вам очень повезло. Ну, а тем, у кого вид из окна совсем сухопутный, советую повесить на стене репродукцию картины Айвазовского. Так сказать, для настроения и вдохновения.

Третий шаг — выбор объекта, который следует поместить в центр бурной водной стихии. Вы берете в руки фотографию корабля, начинаете ее разглядывать и… погружаетесь в глубокое раздумье. Что за нагромождения непонятных палочек, верёвочек, железных или деревянных штучек? Любой корабль или судно — очень сложный объект, и вы вдруг начинаете понимать, что желательно бы иметь еще и некоторые профессиональные знания. Художнику-маринисту нужно не только уметь смешивать краски, но и иметь представление о конструкции корабля, знать, откуда «растут» мачты, где начинается и где кончается каждая из «веревок», то есть снастей такелажа. И что торчащие из палубы столовые ложки на самом деле — дефлекторные трубы… А если вы хотите изобразить реальный сюжет, некое событие, то неплохо бы знать, хотя бы в определенных пределах, историю флота, кораблестроения и конкретного корабля, которому предстоит стать героем вашей картины.

К Большой Ньюфаундлендской банке. Траулеры «Сура» и «Пеша» в Северной Атлантике

Но не вешайте нос, займитесь самообразованием. Как раньше говорили, «книга — это лучший подарок» самому себе, и спешили в книжный магазин, надеясь застать там книги и о кораблях, и об истории флота. Теперь проще, интернет вам в помощь! Месяц-другой — и вы уже обладатель начальных знаний по «флотской части». Пора браться за кисть.

Не получилось сразу — не расстраивайтесь. Начните заново или «запишите» неудачное место. Помните, что сам Леонардо да Винчи, прежде чем стать великим, извел не одну пачку ксероксной бумаги. Автор этих строк начинал примерно так же, правда, предварительно (хитрец, однако!) много лет собирал материалы о флоте и кораблях. Но, даже имея специальное художественное образование, он перепачкал немало холстов, прежде чем клипера, крейсера или траулеры вписались в морскую стихию и приобрели реалистичный вид.

С давних времен на каждом корабле все ежедневные события, происходящие на нем и вокруг него, записывались в вахтенный журнал, а обязанности корабельного летописца возлагались на штурмана. Правила заполнения журнала не допускали никаких умственных фантазий и звучали предельно просто: «Пишем то, что видим, а чего не видим, того не пишем». Автор этой статьи-напутствия чуточку переиначил сей постулат и сделал его своим рабочим девизом: «Пишем то, что знаем, а чего не знаем, того не пишем». К примеру, к категории «мною непознанного» относятся морские навигационные знаки. Стыдно признаться, но за многие годы работы я так и не сподобился изучить систему этих знаков, поэтому ни на одной из моих картин их не найти. А картин — около тысячи. Бои, походы, стоянки на якорях и на бочках, шторма, ураганы, штили — все есть в ассортименте, но зато ни одного бакена, ни одной вехи. «Чего не знаем, того не пишем».

Сейнеры «Лермонтов», «Белинский» и «Чехов» в Каспийском море

Часто на персональных выставках любознательные зрители, глядя на старинные парусники, задают недоуменный вопрос: «И вот на этих утлых суденышках люди ходили в плавание?! С ума сойти!» Отвечая на подобные вопросы, невольно родилась мысль: «А ведь по сути именно моряки, и именно на этих суденышках открыли планету Земля». И при всем уважении и любви к Юрию Алексеевичу Гагарину, увидевшему из космоса всю планету целиком, все же первыми покорителями пространства, своего рода «космонавтами», следует признать храбрых и отчаянных моряков Средневековья. Думаю, это будет справедливо. Без них люди продолжали бы верить в «сказку о трех слонах»…

Ну, а между этими выставками — новые и новые картины с кораблями всех стран и эпох, от галер и фрегатов до броненосцев и подводных атомоходов. «Пишем, что знаем»!

А.Ю. Заикин


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Искусство | 25.06.2020 №2 /май-июнь 2020/