Слово «фотоохота» у большинства из нас ассоциируется с нетленным мультфильмом «Каникулы в Простоквашино» и фразами Шарика и дяди Федора: «А давайте я вас на память из фоторужья щелкну!» и «Это и охота, и зверей убивать не надо». Оказывается, фотоохота в нашей стране вполне применима к рыбе, если ее в том или ином месте не разрешено ловить.
Текст: Зоя Москворецкая
Байдарский заказник в юго-западной части Крымского полуострова — это идеальное место для отдыха всей семьей, причем не только летом. Все природные комплексы и историко-архитектурные памятники открыты для посещения круглый год. На территории заказника проложено более 45 км туристических троп. Одни приведут вас к гроту или водопаду, другие — к пещерному монастырю или каменной башне времен Крымского ханства и скельским менгирам — каменным глыбам рукотворного происхождения, третьи — к каньонам и горным речкам. И пусть ловить рыбу в здешних реках и водохранилище запрещено, всегда есть альтернатива, которая может принести не меньше удовольствия и даже трофеев, — это фотоохота.
Одна из рек Байдарского заказника Чёрная протяженностью 41 км берет свое начало в Байдарской долине и впадает в Севастопольскую бухту. За счет созданного в 1956 году в ее русле водохранилища Чёрная речка снабжает водой весь Севастополь. Ниже водохранилища начинается Чернореченский каньон, который иногда называют крымским Дарьялом. Это узкое и глубокое ущелье протяженностью примерно 12 километров. Местами оно труднопроходимо, изобилует навалами каменных глыб, порогами и перекатами. При этом рельеф и растительность здесь очень живописны. Это сочетание красоты и сложности делает каньон весьма популярным у туристов, которые предпочитают лежанию на пляжах активный отдых с элементами экстрима.
Если вы выберетесь сюда на отдых осенью или ранней весной, когда наплыв туристов не такой большой, вы не только отдохнете от шума городов и подтянете свою физическую форму, но и застанете интересное природное явление — нерест кумжи, или ручьевой форели.
Примерно с середины осени и до марта форель начинает подниматься вверх по реке, преодолевая на своем пути практически любые препятствия. Иногда даже водопады высотой до четырех метров для нее не помеха. Рыба поднимается вверх по течению до тех пор, пока не найдет подходящее место для нереста. Обычно она выбирает участок вблизи переката, где течение очень быстрое.
Икру кумжа откладывает только на каменистом дне, с галькой примерно до трех сантиметров в диаметре. Глубина в таких местах обычно не превышает одного метра, так что нерест ручьевой форели можно наблюдать даже с берега.
И если фотографиями природных рельефов сейчас мало кого удивишь, то снимать в естественных условиях такую небольшую и стремительную модель, как рыба, берется не каждый. Удачных кадров сначала может получиться немного, но каждый из них запомнится сложностью своего «добывания».
После нереста, как правило, в весенний период кумжа усиленно питается, и в это время можно поймать кадр кормящейся форели. На порожистых горных реках идущую на нерест рыбу увидишь, даже если нет такого желания: рыба идет против течения и преодолевает пороги, выпрыгивая из воды. Это отличный момент, чтобы сделать интересные и красивые кадры. Есть шанс, хотя и небольшой, позже опознать на снимках самцов и самок. Нагулявшиеся самки с последней стадией развития икры выглядят более упитанными, но это не всегда удается заметить. Молодь же, в отличие от взрослой рыбы, имеет более пеструю выраженную окраску и, соответственно, меньшие размеры.
Как именно фотографировать ручьевую форель и вообще рыбу?
«Начинающим подойдет практически любая камера с опциями фотографирования с близкого расстояния и возможностью применения поляризационных светофильтров. При съемке рыб обычно используются всевозможные приспособления для съемки под водой. Например, боксы для подводной съемки, экшен-камеры или так называемые амфибийные камеры, способные без дополнительных приспособлений снимать под водой. Так можно снимать рыб с близкого расстояния в глубокой воде, — говорит ихтиолог и профессиональный фотограф Андрей Романов, заслуженный рыбовод со стажем 40 лет в рыбной отрасли и историк фотографии. — Форель обитает в горных ручьях с чистой прозрачной водой, там невозможно незаметно подкрасться к рыбке, не испугав ее, поэтому можно попробовать снять ее с берега. Для этого фотоаппарат должен быть снабжен максимально светосильной оптикой со средним фокусным расстоянием, чтобы снимать пугливую рыбу хоть чуть-чуть издалека. На эту роль могут подойти портретные объективы вроде старых советских «Юпитера-9», «Гелиоса-40» и современного «Зенитара» 1,4/85 мм, а также аналогичные объективы иностранных производителей со сходными характеристиками: фокусное расстояние от 75 до 100 мм и светосила от 2 до 1,4».
Если эти объективы прямо не крепятся на фотокамеру, нужно воспользоваться соответствующим переходным кольцом.
«Для так называемых беззеркальных системных цифровых камер такие переходники есть практически для любого объектива. Если камера не полноформатная, например, с матрицей формата 24 на 36 мм, как у пленочных, а «кропнутая», с половинным или даже меньшим, как у «Олимпусов» и «Панасоников», форматом матрицы, то эти объективы без потери светосилы как бы увеличат свое фокусное расстояние в полторадва раза, что позволит снимать рыбу с более дальнего расстояния и меньше ее тревожить, — советует Андрей Романов. — Снимать форель нужно с максимально возможно короткой выдержкой, чтобы «заморозить» ее быстрые движения и без смазывания передать контуры и фактуру модели».
По мнению Андрея Романова, при съемке в воде на объектив надо надеть поляризационный фильтр. Используя его, вы сможете получить изображение рыбы без бликов и отражений с поверхности воды. Непосредственно в процессе съемки желательно, чтобы объект съемки был на свету, а фотоаппарат и фотограф — в тени. При использовании фотокамеры в непосредственной близости от воды надо опасаться не столько брызг, которые можно сразу промокнуть сухой салфеткой, а общей влажности и перепадов температур, когда влага выступает не только на внешних, но и на внутренних сторонах деталей фотоаппарата, в особенности на матрице, затворе и линзах объектива.
Запотевшей техникой лучше не пользоваться. Иначе вы получите не только некачественные кадры, но и риск испортить фотокамеру, возможно, безвозвратно. Поэтому непосредственно при съемке защищайте фототехнику от влаги специальными или самодельными боксами и чехлами различной конструкции. Во время туристических походов для транспортировки камеры лучше использовать специальные кофры: водонепроницаемые, герметичные и ударопрочные.
Возможно, этот опыт съемки рыбы в естественных условиях обитания подвигнет вас на участие в фотовыставках и на фотофорумах, а может, вы даже станете профессиональным фотографом с мировым именем. Увлечься фотографией легко, ведь хороший кадр — это тоже добыча, тоже трофей.