Аквакультура   №1 /март-апрель 2020/

Рыбоводы догнали СССР

В 2019 году производство аквакультуры в России достигло самого высокого показателя, которым мог похвастаться Советский Союз

В 2019 году производство аквакультуры в России, наконец, достигло самого высокого показателя, которым мог похвастаться Советский Союз. Накануне распада, в 1990 году в стране было выращено 260 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Рост объемов производства фиксируется последние несколько лет, когда отрасли была оказана поддержка на федеральном и региональном уровнях. Сегодня стоит цель — к 2030 году достичь производства более чем в 600 тысяч тонн. Текст: Сергей Сибиряк

Минимальный объем производства в России был зафиксирован в 1995 году — всего немногим более 68 тысяч тонн. С тех пор объем рос, но очень медленно. Ускорился он лишь в 2015 году, когда за развитие рыбоводства взялись всерьез. В 2016 году производство составило 173,6 тысячи тонн, а в 2018 — уже 239 тысяч тонн.

«Аквакультура — это именно та подотрасль рыбного хозяйства, которая направлена на внутренний рынок, и здесь сейчас идет достаточно большой прогресс, — сказал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов на встрече с журналистами в прошлом году. — В 2019 году мы рассчитываем, что где-то на 10–15% будет прирост, и в дальнейшем темпы будут наращиваться очень быстро».

Прогноз оправдался: в 2019 году Россия даже немного опередила тот уровень, который достиг СССР тридцать лет назад, вырастив 275 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Теперь перед рыбоводами поставлена следующая цель — в «Стратегии развития рыбохо-зяйственного комплекса России до 2030 года», которая была принята правительством в ноябре прошлого года, планируется достичь объемов производства на уровне 620 тысяч тонн.

Фото: Александр Поготов / РИА Новости

Направление ускоренного развития этого сектора рыбного хозяйства хорошо укладывается в мировой тренд. Например, в последнем выпуске доклада ФАО «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры» предполагается, что в мире аквакультура вырастет за десять лет (к 2030 году) на 18% и достигнет объема производства в 201 млн тонн. Хотя в целом темпы ее роста будут ниже, чем в предыдущее десятилетие — где-то на процент в год. Специалисты ФАО объясняют это исчерпанием ресурсов в мире для экстенсивного роста и тем, что в Китае, который является самым крупным в мире производителем выращенной рыбы, власти ужесточают требования к экологии, в результате чего замедлится развитие как морского промышленного рыболовства, так и аквакультуры. Кстати, для остальных рыбоводческих стран это может сыграть благоприятную роль, поскольку из-за замедления темпов роста прогнозируется и рост цен. Рыба и морепродукты вырастут в цене к 2030 году на 25%,прогнозируют специалисты ФАО.

Россия оказывается в числе очень немногих стран, где производство аквакультурной продукции будет расти быстрее, чем в мире.

И Россия оказывается в числе очень немногих стран, где производство аквакультурной продукции будет расти быстрее, чем в мире. Если общемировой рост составит в среднем 2,1% в год, то в России совершенно точно будет в районе 5–10%. Чего, впрочем, недостаточно для достижения производства в 620 тысяч тонн. А расти нужно быстрее, потому что вылов дикой рыбы ограничен, и, в принципе, он стабилизировался в районе 5 млн тонн (согласно «Стратегии», к 2030 году он достигнет 5,4 млн тонн), в то время как объем аквакультуры вполне можно увеличить.

На будущее развитие отрасли есть две точки зрения. К примеру, президент Союза аквакультуры Юрий Киташин полагает, что сейчас все регулирует рынок, и ситуация вряд ли благоприятствует взрывообразному росту. К тому же мы и так по темпам развития опережаем очень многие страны.

«У нас большой водный фонд, однако тот, который позволяет разводить рыбу с приемлемой себестоимостью, очень мал, — говорит Юрий Киташин. — Например, оптимальные условия для лососевых есть только на северо-западе. Сегодня не так уж много видов востребовано на рынке — это сиговые, лосось, моллюски и еще несколько. Собственно, если посмотреть на рентабельность производств, где она составляет 35– 40%, то можно и определить, куда нужно направлять поддержку для развития».

Фото: Антон Вергун / РИА Новости

По его мнению, на быстрый рост надеяться трудно еще и потому, что все удобные рыбоводные участки уже разобраны, и новым компаниям на этот рынок войти тяжело, даже если у них есть деньги. Если пойти по пути масштабирования уже существующих производств, то для развития требуются специалисты, ветеринары, береговая инфраструктура, собственные высококачественные корма. Пока всего этого недостаточно.

Действительно, проблема структурного перекоса в аквакультурном производстве есть. Василий Соколов говорит, что в России производится много малоценной рыбы, в основном карповые и растительноядные. Более дорогая форель в индустриальном производстве есть только в Карелии. «Русская рыба» еще в 2017 году писала, что по массовым видам наши рыбоводы уже выполнили заложенный план, а вот что касается более ценных и дорогих, то над этим еще нужно будет специально поработать.

С другой стороны, руководитель Рыбного союза Сергей Гудков полагает, что цель достижима, только нужно правильно за нее взяться. Он напоминает, что когда обратили внимание на сельское хозяйство и стали реализовывать национальные проекты по производству мяса птицы и свинины, то все получилось. Производство выросло в несколько раз, цены снизились.

«По сути, те же установки УЗВ принципиально ничем не отличаются от ферм, где разводят скот, а работа рыбовода — от сельскохо-зяйственного фермера, — говорит Сергей Гудков. — И если со стороны государства аквакультуре будет оказана такая же поддержка, какую в свое время в рамках национальных проектов получило сельское хозяйство, то здесь также производство быстро вырастет в разы. Прежде всего, нужно вкладывать в науку: в подготовку специалистов, в ветеринарию, выращивание посадочного материала, в технологии».

По словам Василия Соколова, сравнение даже похожих по природным условиям регионов, где развивается аквакультура, показывает, что отстают территории, которые вовремя не приняли стимулирующих мер и не создали преференций для рыбоводов. «Везде очень разные географические условия, но поддержка и фокус субъекта играют очень большую роль. Если не поддерживать на самом начальном уровне, аквакультура имеет мало шансов для выживания», — подчеркнул зам- главы Росрыболовства.

Сегодня Росрыболовство делает ставку на поддержку крупных индустриальных хозяйств, которые производят такие ценные морепродукты, как мидии, устрицы, форель, семгу, осетровые. Именно индустриальное производство позволяет за счет больших объемов и современных технологий снижать себестоимость продукции, делать ее конкурентоспособной. В 2018–2019 годах запущено 17 индустриальных проектов, мощность которых — 50 тысяч тонн рыбы, из них почти 40 тысяч — лососевые. Стоит задача заместить на российском рынке ушедшую норвежскую сёмгу, которая, в свою очередь, заместилась чилийской.

Сегодня Росрыболовство делает ставку на поддержку крупных индустриальных хозяйств, которые производят такие ценные морепродукты, как мидии, устрицы, форель, семгу, осетровые.

Характерный пример грамотного подхода — это Дальний Восток. В 2019 году производство в Приморском крае увеличилось в 2,7 раза до почти 30 тысяч тонн. В прошлом году предприятия получили в рамках госпрограммы около 18 млн рублей субсидий. Эти деньги направлены на возмещение части затрат на выращивание и расселение молоди гидробионтов, а также приобретение новой техники и оборудования. Результат пришел не просто так. Еще в 2017 году там при поддержке краевого руководства начали реализовывать проект по переводу всех данных и проведения конкурсов на участки в цифру, в результате чего там оперативно передано в пользование 284 рыбоводных участка, где выращивают дорогие морепродукты: гребешок, мидии, устрицы, трепанг. Занимается этим на промышленной основе 90 предприятий.

У Дальнего Востока — огромный потенциал, подтверждает партнерконсалтинговой компании НЭО Центр Инна Гольфарб. Там можно выращивать дорогие продукты, которые дают высокую рентабельность и быстрый возврат инвестиций.

«Хотя проблема с удобными морскими участками и прилегающей к ним инфраструктурой уже начинает ощущаться и там, — говорит эксперт. —Нужно найти береговую базу для обслуживания и правильную технологию, которая позволит получить эту высокую рентабельность. В целом же, основная проблема всей аквакультуры в том, что сроки выращивания рыбы длительные, в среднем полтора года, в садковом — до трех лет, а курица растет всего три месяца. За долгий срок может много чего случиться — от штормов до болезней, и нужно активно применять превентивные меры».

Ряд мер государственной поддержки уже реализован. Сейчас для рыбоводов действует постановление правительства, которое позволяет c 2017 года получить долгосрочное льготное кредитование. Но эти деньги можно использовать не на всю инфраструктуру, что осложняет развитие отрасли. Кроме того, на корма, посадочный материал и ветеринарные препараты можно получить лишь краткосрочные кредиты до года, указывает эксперт.

Впрочем, до недавнего времени и получить землю под строительство стоило огромного труда. Однако в начале 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет рыбоводам получать землю под строительство аквакультурной инфраструктуры в упрощенном порядке, чего давно добивались рыбоводы. Ведь чтобы в больших объемах выращивать рыбу или морепродукты, нужна и дорогая инфраструктура на берегу, отметил начальник управления аквакультуры Росрыболовства Александр Малашенко. Поэтому президент утвердил поправки в Земельный кодекс РФ и закон «Об аквакультуре». Теперь заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов можно в том случае, если для выращивания рыбы или морепродуктов необходимо построить береговую инфраструктуру — в частности, капитальный объект. Срок договора пользования рыбоводным участком и землей согласован. Правда, для лесных участков процедура обязательных торгов сохраняется. Но теперь можно использовать земли сельхозназначения, если на них расположены пруды и обводненные карьеры. В Росрыболовстве уверены, что это также придаст стимул развитию аквакультуры и поможет в реализации новых проектов.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Аквакультура | 24.04.2020 №1 /март-апрель 2020/