http://rusfishjournal.ru/news/enter-a-criminal-term/

За интернет-торговлю краснокнижными рыбами могут ввести уголовный срок до четырех лет

Госдума собирается ужесточить санкции за добычу и незаконный оборот краснокнижных водных биоресурсов и животных. Речь идет о штрафе до 1,5 млн рублей и уголовном наказании до четырех лет за торговлю через интернет. Соответствующий законопроект депутаты уже приняли в первом чтении, передает ТАСС.

К статье 258.1 Уголовного кодекса РФ («Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ») предлагается добавить часть о торговле в интернете. Согласно тексту законопроекта, наказание за продажу редких водных биоресурсов в сети – принудительные работы до трех лет со штрафом в размере от 500 тыс. до 1,5 млн рублей с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового либо лишение свободы до четырех лет со штрафом в таком же размере.

Документ также предполагает новую редакцию статьи 258 («Незаконная охота») и статьи 253 («Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ») УК РФ. В новом варианте уточняются признаки отдельных составов преступлений и ужесточается ответственность за их совершение до лишения свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей. Для сравнения: сейчас максимальное наказание предусматривает штраф до 500 тыс. рублей и исправительные работы до двух лет.

Необходимость принятия законопроекта подтверждается статистикой. За 10 месяцев 2016 года Росрыболовство и МВД пресекли 3332 нарушения, связанных с оборотом незаконно добытых водных биоресурсов, 354,319 тонн которых изъяли у браконьеров. В 2015 году эта цифра составила 651,96 тонн.

 

http://rusfishjournal.ru/news/allow-fish-farming/

Рыбоводство на некоторых особо охраняемых природных территориях могут разрешить

О мерах по охране водных биоресурсов России и необходимости совершенствования законодательства об особо охраняемых природных территориях рассказал заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации-руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков на рабочей сессии «Особо охраняемые территории и охрана животного мира» IX Международного форума «Экология». Модератором выступил первый заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы России Николай Валуев.

«Одним из основных направлений деятельности Росрыболовства, помимо изучения и оценки состояния водных биоресурсов, определения и распределения объемов вылова, являются охрана водных биоресурсов и мероприятия по их сохранению», – отметил во вступительном слове руководитель Росрыболовства.

Ежегодно инспекторами рыбоохраны пресекается порядка 120 тыс. нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. У нарушителей изымается более 300 тыс. запрещенных для применения орудий лова и 500 тонн незаконно добытых водных биоресурсов. Более чем в 3,5 тыс. случаев материалы по выявленным нарушениям направляются в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. В 2017 году Росрыболовство совместно с сотрудниками силовых ведомств провели операции федерального уровня «Весенний нерест», «Осетр», «Тихоокеанский лосось», «Байкальский омуль», «Осенний нерест – Сиг».

Несмотря на проводимую межведомственную работу, руководитель Росрыболовства подчеркнул, что сегодня штатная численность инспекторов недостаточна и дефицит кадров составляет около 2 тыс. человек. Отрицательно на престиже работы рыбоохраны при высоких рисках сказывается низкая заработная плата и недостаточное материально-техническое обеспечение.

Существует и другая проблема – у госинспекторов нет реальных полномочий пресечения нарушений законодательства на особо охраняемых природных территориях. Решением этой проблемы может стать наделение перекрестными полномочиями инспекторов смежных ведомств.

«Росрыболовством совместно с Минприроды России подготовлены предложения по наделению сотрудников лесной охраны и охотнадзора полномочиями по пресечению нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Это позволит отчасти решить проблему недостаточной численности кадров. Кроме того, ведется работа по созданию института общественных инспекторов рыбоохраны», – отметил Илья Шестаков. Свою лепту могут внести институты гражданского общества, волонтеры.

Руководитель Росрыболовства в докладе также затронул вопросы организации промысла и рыбоводства. Для ускоренного развития аквакультуры ведется активная работа по определению границ рыбоводных участков. При определении таких акваторий возникает проблема наложения акваторий РВУ на районы особо охраняемых природных территорий. Тема особенно актуальна для Приморского края, где наиболее высоким потенциалом для марикультуры – производства моллюсков, трепанга и водорослей – является акватория Японского моря, большая часть которой закрыта ООПТ регионального значения, установленными и более 40 лет назад. Вместе с тем у многих таких закрытых природных участков должным образом не определены границы, а терминология, использованная при установлении режима охраны, не дает однозначного представления о запрещенных и разрешенных видах деятельности.

«Опыт работы в области аквакультуры показывает, если на реке есть хозяин, значит есть и порядок. Это касается как вопросов браконьерства, так и другого негативного антропогенного воздействия на водные объекты» – заявил Илья Шестаков.

Кроме того, рыбоводство базируется на использовании посадочного материала от диких, природных производителей и способствует сохранению водных биоресурсов, не оказывая негативного воздействия на водную среду. Этот факт дает основание внести изменения в законодательство – более четко определить полномочий субъектов Российской Федерации по установлению особо охраняемых природных территорий и их охранных зон. Кроме того, руководитель Росрыболовства предложил разделить все водные территории по назначению, по аналогии с тем, как это установлено сегодня с сухопутными территориями, – земли для жилищного строительства, рекреационные и предназначенные для иных целей.

Тезисы доклада руководителя Росрыболовства вызвали положительную оценку у находящихся в зале представителей природоохранных общественных организаций. В частности, поддержку участники форума высказали инициативе наделения перекрестными полномочиями инспекторского состава, работающего на территории ООПТ.
Предложения участников рабочих сессий IX Международного форума будут объединены в один итоговый документ – общественную резолюцию форума.

http://rusfishjournal.ru/news/salmonids-and-smelt/

Лососевые и корюшка включены в перечень объектов прибрежного рыболовства

Распоряжением Правительства от 19 марта 2018 года №452-р утвержден перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное и прибрежное рыболовство. Список дополнен 206 видами, относящимися в том числе к беспозвоночным ракообразным, иглокожим, моллюскам и анадромным видам рыб. Документом также уточнено написание ряпушки и сига для промышленного рыболовства на латинском.

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2018 года и действуют до 31 декабря 2018 года.

Утвержден также перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется прибрежное рыболовство – вступает в силу с 1 января 2019 года. Список содержит виды водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов и которые пригодны для транспортировки, хранения и выгрузки в живом, свежем и охлажденном виде. Документ внесен Минсельхозом России.

Ранее распоряжением Правительства от 18 ноября 2017 года №2569-р утверждены перечни видов водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное и прибрежное рыболовство во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в ИЭЗ России, Каспийском море, открытом море и районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

В этих перечнях не было предусмотрено прибрежное рыболовство в отношении отдельных видов водных биоресурсов, в том числе относящихся к беспозвоночным ракообразным (краб-стригун опилио, краб камчатский, краб синий, краб-стригун берди, креветка северная, креветка гребенчатая), иглокожим (ёж морской серый), моллюскам (анадара, спизула, трубач), а также анадромным видам рыб (горбуша, кета, кижуч, лосось атлантический (сёмга), корюшка азиатская зубастая).

Кроме того, Федеральным законом от 3 июля 2016 года №349-ФЗ в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были внесены изменения в части правового регулирования прибрежного рыболовства, которые вступают в силу 1 января 2019 года.

Как отмечается на сайте Правительства, принятые решения позволят обеспечить соблюдение интересов юридических лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство на основании ранее заключенных договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договоров пользования водными биоресурсами.

http://rusfishjournal.ru/news/legality-of-origin/

Систему сертификации легальности происхождения экспортной продукции из РФ актуализируют

Росрыболовство проведет «ревизию» сертификации законности происхождения экспортируемой рыбной продукции в рамках двусторонних международных соглашений по ННН-промыслу и проработает предложения по повышению ее эффективности. Вопрос совершенствования инструмента контроля за легальностью вылова и противодействия незаконного оборота рыбной продукции подняли на оперативном совещании у заместителя министра сельского хозяйства России-руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

Двусторонние международные соглашения о противодействии ННН-промыслу подразумевают сопровождение вывозимых с территории России уловов водных биоресурсов и продукции сертификатами соответствия легальности их происхождения. Такие соглашения заключены Россией с КНР, Республикой Корея, КНДР и Японией. Действуют Меморандумы об информационном обмене по ввозимой продукции с Канадой и США. В страны Евросоюза, в соответствии с их законодательством, в принципе невозможно поставлять несертифицированную рыбную продукцию.

По итогам 2017 года в рамках реализации международных договоров на законность происхождения было проверено около 78% вывозимой из России продукции. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня, зарубежный спрос на российскую рыбу и растущая номенклатура экспортируемой продукции требуют принятия дополнительных мер, обеспечивающих проверку законности происхождения всей вывозимой из России продукции. В, в том числе путем расширения перечня подлежащих сертификации видов продукции, изменения механизма проверки, а также внесения изменений в тексты действующих международных соглашений.

Лидером по объему экспорта рыбы из России является Китай. Система взаимодействия с китайскими пограничными и таможенными службами в сфере контроля законности происхождения успешно функционирует.

Вместе с тем Россия выступила с инициативой дополнительно включить в перечень видов водных биоресурсов, ввозимых в КНР и подлежащих обязательной сертификации, треску и креветку. Это предложение внесено на заседании 27-й сессии Смешанной Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства, в которой принимал участие заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. На оперативном совещании Василий Соколов доложил, что Китай готов рассмотреть внесение изменений в Соглашение, при этом у китайских коллег также есть предложения о внесении соответствующих поправок.

Согласно договоренностям по итогам работы Комиссии, Росрыболовство подготовит пакет предложений и передаст их в соответствующие органы КНР, после чего на очередной встрече по реализации соглашения по противодействию ННН-промыслу планируется обсудить проект обновленного документа.

Серьезной доработки требует соглашение с Республикой Корея – второй стране по объему российского экспорта.

Сегодня контроль законности происхождения рыбной продукции при вывозе с территории России в Республику Корея осуществляется только в отношении крабов и продукции из них. Поэтому необходимо в первоочередном порядке проработать вопрос о заключении международного договора с Республикой Корея или внесении изменений в действующее соглашение по противодействие ННН-промыслу, направленного на создание условий, обеспечивающих возможность контроля законности происхождения всех вывозимых из России в Республику Корея водных биоресурсов и продукции из них. Это позволит довести долю легального российского экспорта рыбной продукции до 97%. Перекрытый канал реализации рыбной продукции и получения валютной выручки сделает экономически невыгодным незаконную добычу.

Илья Шестаков поручил проанализировать действующие договоры и результаты работы соглашений, провести совещание с рыбопромышленниками, ориентированными на экспорт, с тем, чтобы актуализировать систему ликвидации и противодействия ННН-промыслу.

http://rusfishjournal.ru/news/bill-on-credentials/

В Госдуму внесен законопроект о контрольных точках в ИЭЗ России

Законопроект о полномочиях федеральных органов власти по установлению в исключительной экономической зоне Российской Федерации контрольных пунктов и порядка их прохождения российскими и иностранными рыболовными судами внесен в Государственную Думу России распоряжением Правительства от 10 марта 2018 года.

Цель законопроекта – определить федеральные органы государственной власти, в компетенции которых входит установление контрольных пунктов (точек) и порядок их прохождения судами, осуществляющими рыболовство в экономической зоне Российской Федерации при пересечении границы. Предлагается закрепить данные функции за ФСБ России, Минсельхозом России и Минобороны России.

На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, занимающимися рыболовством и следующими в экономическую зону России и выходящими из неё, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий относится к полномочиям федеральных органов государственной власти. Вместе с тем, ведомства, ответственные за эту работу, в действующем законодательстве не определены.

Проект закона рассмотрен и одобрен на заседании Правительства России 1 марта 2018 года.

http://rusfishjournal.ru/news/united-invest-quota-for-halibut/

Правительство внесло изменения в регламент закрепления инвестквот добычи палтусов

В перечне видов водных биоресурсов, выделяемых на инвестиционные цели, палтус черный и белокорый в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне объединены в наименовании «Палтусы». Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 года внесены изменения в правовые акты, регулирующие предоставление и закрепления квот добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели.

Поправки по палтусам вошли в приложение к Правилам расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов, Положение о закреплении и предоставлении доли квоты добычи водных биоресурсов на инвестиционные цели и его приложение.

Изменения коснулись также списка документов, который должен прилагаться к заявлению на получение инвестквоты – из перечня исключено свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства. Оно было необходимо при строительстве берегового рыбоперерабатывающего предприятия.

Поправки по палтусам вступят в силу с 1 апреля 2018 года, по перечню документов – со дня официального опубликования – с 12 марта 2018 года.

 

http://rusfishjournal.ru/news/fishing-sto/

Позиции России при промысле в открытых водах северной части Тихого океана будут укреплены

Вопросы организации взаимодействия в рамках Комиссии по рыболовству в северной части Тихого океана (СТО) обсудили на селекторном совещании, которое провел заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.

По итогам 3-й сессии Комиссии по рыболовству в СТО Российской Федерации, в отличие от других стран, удалось сохранить комфортные условия промысла пелагических видов рыб в конвенционном районе. Сегодня значительных ограничений на вылов сардины, скумбрии, сайры и кальмаров нет кроме призывов не увеличивать резко объем добычи и промысловых усилий. Тем не менее введение более жестких мер регулирования промысла в конвенционном районе неизбежно. В каком направлении пойдет работа в части введения ограничений будет понятно на 5-й встрече Комиссии по рыболовству СТО, которая запланирована в этом году.

Первый и главный объект, вылов которого требует урегулирования, – сайра. Оценка состояния ее запасов показала внушительные цифры – 540-560 тыс. тонн для всех стран. Однако экспедиционный промысел этой рыбы, который ведут китайские и тайваньские суда, негативно сказывается на общем состоянии запасов, заходящих в российские воды. Как сообщил директор ТИНРО-Центра и вице-председатель Комиссии СТО Алексей Байталюк, четких схем деления запасов в открытых водах пока нет.

Василий Соколов отметил, что из-за того, что добыча российскими судами пелагических видов в открытых водах СТО имеет пока небольшие масштабы, а промысел скумбрии, к примеру, вообще только начался, первоочередными мерами в урегулировании ситуации должна быть организация эффективного вылова в течение трех лет для возникновения права вылова по историческому принципу российских рыбаков в конвенционном районе.

«Пока нет квот, необходимо по максимуму обеспечить заход российских пользователей в открытые воды, чтобы потом получить приоритетное право на работу в конвенционной зоне. Для предприятий должен быть определен четкий порядок действий и понятные перспективы дальнейшего закрепления за ними объемов», – сказал Василий Соколов.

На совещании также поднят вопрос добычи в открытых водах СТО глубоководного краба. Россия является единственной страной, которая имеет историческое право на вылов этого ресурса, однако, желающие заняться промыслом не смогли к нему приступить, в том числе из-за отсутствия своевременной проработки вопроса.

Василий Соколов поручил ТИНРО-Центру в оперативном порядке направить в Управление международного сотрудничества и в Управление организации рыболовства обоснования возможности ведения добычи краба в открытых водах СТО для дальнейшей работы по открытию промысла для российских рыбаков.

http://rusfishjournal.ru/news/historical-principle/

15-летние квоты на вылов планируют распределить по историческому принципу

Главным фактором при распределении квот на вылов водных биоресурсов сроком на 15 лет хотят сделать исторический принцип, передает ТАСС  со ссылкой на заявление вице-премьера Аркадия Дворковича.

Исторический принцип означает, что Правительство РФ будет опираться на объемы вылова предприятия за предыдущие годы. Определятся с квотами в ближайшие месяцы. Финальную точку в работе с документами по квотированию на днях поставят в Минсельхозе и Росрыболовстве.

Насчет отдельных видов водных биоресурсов, например, краба, разгорелись дискуссии. По мнению Аркадия Дворковича, преимущество относительно квот в любом случае должно быть на стороне весомых инвесторов, которые вкладывали свои деньги в развитие тех или иных видов отраслевой деятельности.

Росрыболовство и Минсельхоз аргументируют выгоду и от проведения аукционов на добычу краба. Но пока основным принципом вице-премьер считает исторический, поскольку он позволяет поощрять то, что было сделано предприятиями ранее.

– Я дал указание Росрыболовству и Минсельхозу представить все необходимые расчеты в отношении аукционов, и мы на комиссии рассмотрим, – сказал Аркадий Дворкович. – Если найдутся серьезные аргументы, почему стоит что-то менять, продолжим обсуждение. Я пока не вижу серьезных аргументов, для меня по-прежнему исторический принцип основополагающим является, главным.

За 2017 год в отечественный рыбохозяйственный комплекс инвестировали на 6% больше по сравнению с предыдущим годом, за счет чего увеличилось производство. Импортную рыбу продолжает динамично вытеснять отечественная.

Вице-премьер также сообщил, что в следующем бюджетном цикле Правительство планирует заложить средства, которые инвестируют в развитие складской, логистической инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса.

 

http://rusfishjournal.ru/news/restoration-of-the-volga-river/

Модель комплексного восстановления запасов Волги разработает Росрыболовство

Комплексную задачу по восстановлению запасов и нерестилищ на реке Волга поставил перед отраслевой наукой заместитель министра сельского хозяйства России-руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Предполагается, что это будет пилотный проект, в случае его успешного испытания модель будет адаптирована на другие крупные пресноводные объекты.

На Совете директоров научно-исследовательских рыбохозяйственных институтов обсуждался вопрос инициирования масштабных научных работ, которые имеют прикладной характер и способны сделать переворот в отрасли или одном из ее направлений.

В качестве нового прорывного проекта выбрана Волга. Это не только крупнейшая река Европы, ее протяженность более 3,5 тыс. км, площадь водосборного бассейна 1,36 млн кв. м, но и акватория природных нерестилищ осетровых. Восстановление запасов этих особо ценных видов рыб – задача межнационального уровня. Сто лет назад более половины продукции рыбного хозяйства страны – до 90% деликатесной продукции осетровых– происходило из Волго-Каспия.

Зарегулирование волжского стока плотинами ГЭС привело к существенным негативным изменениям, уничтожив все природные нерестилища осетровых. Каскады сделали невозможным проход рыбы вверх по течению, из-за чего все мероприятия по выпуску молоди осетровых имеют минимальный эффект для восстановления естественного воспроизводства запасов.

По поручению руководителя Росрыболовства будет разработан масштабный проект, который включает мероприятия по рыбохозяйственной мелиорации и созданию системы современнейших рыбозащитных сооружений и противотоков на ГЭС, которая обеспечит вертикальное сообщение между бьефами и проход рыбы вверх по реке. При разработке будет обобщен и адаптирован мировой опыт и лучшие практики в этой области.

«В течение года мы планируем подготовить и презентовать комплексную программу, связанную с восстановлением естественных нерестилищ для прохода рыбы на нерест сквозь систему гидротехнических сооружений на Волге. Это масштабная задача, которая имеет практическое значение для всей страны, и требует не менее масштабного бюджетного финансирования, сильного научного обоснования, новых разработок с точки зрения реализации. Программа станет частью национального приоритетного проекта «Оздоровление Волги», – подчеркнул Илья Шестаков.

Для разработки модели программы создана проектная группа по Волге, в нее вошли специалисты КаспНИРХа, Главрыбвода, ВНИИПРХа, ЦУРЭНа, ГосНИОРХа. О ходе разработки программы будут докладывать на каждом заседании Совета директоров НИИ.

Фото: travelask.ru

http://rusfishjournal.ru/news/pilot-project-fish/

Росрыболовство участвует в реформировании контрольно-надзорной деятельности

Утвержден Паспорт реализации проекта «Совершенствование функции государственного надзора Федерального агентства по рыболовству» в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Документ согласовали на заседании проектного комитета «Реформа контрольной и надзорной деятельности» под председательством министра Российской Федерации Михаила Абызова.

Росрыболовство вошло в число ведомств, участвующих в пилотном проекте по реформированию контрольно-надзорной деятельности. В рамках этой работы в декабре 2017 года Правительством России в Госдуму внесен законопроект о государственном и муниципальном контроле. Документ подразумевает повышение эффективности контроля, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций. Документ разрабатывался в Минэкономразвития и структурах Открытого правительства с привлечением экспертов и представителей бизнеса в течение двух лет. На заседании рабочей группы по подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной думой 12 февраля 2018 года депутаты концептуально поддержали законопроект и рекомендовали его к принятию в первом чтении с учетом ряда замечаний.

Паспорт реализации проекта «Совершенствование функции государственного надзора Росрыболовства» в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» предполагает, что в результате принятых изменений к концу 2018 года удастся снизить количество смертельных случаев и случаев травматизма в отрасли на 15% от уровня 2015 года, а к концу 2025 года – на 50%. Административную нагрузку на субъекты контроля планируется уменьшить к концу 2018 года на 20%, к 2025 года – на 50%. Такие меры должны позволить оптимизировать расходы на осуществление контрольно-надзорной деятельности на 25% к 2018 году от уровня 2015 года и на 50% к концу 2025 года.

Для достижения заложенных показателей Росрыболовству предстоит проанализировать нормативную правовую базу, внести необходимые изменения, разработать перечни и значения показателей результативности и эффективности по видам контрольно-надзорной деятельности, методику расчета причиненного ущерба и внедрить риск-ориентированный подход в отношении плановых проверок.

Последнее предполагает установление категорий риска (классы опасности) и критериев отнесения к ним подконтрольных объектов.

Особое внимание в документе уделяется внедрению системы комплексной профилактики нарушений, для этого будут разработаны ведомственные программы и организованы ежеквартальные публичные мероприятия с анализом правоприменительной практики и подготовкой соответствующих руководств по соблюдению обязательных требований в области отраслевого законодательства.

Сама контрольно-надзорная деятельность в результате реформирования должна быть автоматизирована: ручной ввод сведений о проверяемых субъектах при возможности получить данные в электронном виде должен быть исключен. На сайте ведомства будут созданы «Личные кабинеты должностного лица».