Промышленность

Шторм улову не помеха

Снег с дождем и порывистый ветер могут напугать только непосвященных

Охотоморская минтаевая экспедиция — 2017 завершена. В этом году она оказалась совершенно необычной: все 14 БМРТ рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот» были направлены на вылов минтая. Промысловая обстановка была хорошей, поэтому было решено сконцентрировать все силы на этом виде промысла. Решение оказалось стратегически верным: компания успешно освоила выделенные государством квоты на минтай, показав высокий профессионализм и ответственное отношение к решению поставленных задач.
Текст: Валентина Боковикова

Генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов делится секретами успеха: «Мы знали, что промысловая обстановка ожидается благоприятной, и приняли решение направить все экипажи на добычу минтая. Сегодня, подводя итоги, можно сказать, что все наши суда отработали очень хорошо, с полной отдачей. Кто-то раньше, кто-то позже, но квоты освоили, план выполнили и уже возвращаются домой. Опасались тяжелой ледовой обстановки, но благодаря опыту и грамотности командного состава и трудолюбию всех членов команды страхи оказались напрасными, и мы даже вышли на лучшие показатели, чем в прошлом году. Зимняя охотоморская минтаевая путина — наша основная рыбалка, она начинается первой, и мы готовимся к ней заблаговременно и очень тщательно. Это касается и подбора и подготовки экипажа, и ремонта и модернизации флота. БМРТ «Министр Ишков», например, в экспедицию отправился сразу после модернизации и с первых дней показал отличные результаты. Это уже 10-й траулер, которому мы дали вторую жизнь, заменив практически все на этом судне. И пока длится переходный период от модернизации до строительства новых судов, наши траулеры смогут спокойно работать на достойном, современном уровне: и фабрики, и навигационное, и промысловое оборудование на них совершенно новое».

Минтаевая путина в этом году выдалась напряженной из-за штормов. Но, как известно, большая рыбалка состоится в любую погоду.

Чтобы увидеть, как работает на промысле БМРТ «Министр Ишков» и насколько успешно трудятся экипажи «Океанрыбфлота» в зимних штормовых условиях, мы отправились в район промысла. Транспортное судно «Канариан Рифер» как раз отправлялось в район промысла за готовой рыбопродукцией, и нам оказалось по пути. Первый шторм, кстати, нас застал почти в начале пути: через пять часов после выхода из порта Петропавловска-Камчатского началась ощутимая качка, но транспортному судну такого класса шторм в несколько баллов нипочем. Поэтому в район промысла мы приходим по расписанию. И сразу, пока капризное море позволяет, начинается перегруз с траулеров. БМРТ «Министр Ишков» в списке четвертый, поэтому пока обживаемся на перегрузчике, заодно уточняя детали короткого рейса. Транспортные суда, в отличие от промысловых, чаще заходят в порт. Их задача — привезти в район промысла провизию и снабжение и забрать готовую рыбопродукцию. Поэтому, хоть и называют такие суда вспомогательным флотом, без них успешный промысел был бы невозможен. В «Океанрыбфлоте» четыре транспортных судна разной вместимости. Наш «Канариан Рифер» вмещает в свои трюмы 5500 тонн груза, а «Прегольский» — всего 360, но в некоторых случаях маленький и юркий «Прегольский» просто незаменим. Флот компании на промысле круглый год работает как один огромный взаимосвязанный организм, где у каждого своя роль, свое предназначение.

БМРТ «Министр Ишков» подходит ранним утром. Точнее, для меня это еще поздняя ночь, но в море совсем другое чувство времени. И к нему быстро привыкаешь, словно становишься винтиком того самого гигантского организма. Переходим на борт БМРТ и отправляемся в район промысла. И пока рыбаки ставят трал, капитан-директор Михаил Стычкевич коротко рассказывает об успехах и проблемах минтаевой путины этого года. «Да, в шторм работать сложнее, — говорит он, — скопления минтая рассредоточиваются, не успевают сбиться в косяки. Только наладится рыбалка, два-три дня — и опять шторм, опять ведем охоту на минтай. Но так как у нас теперь новый, отличный завод и опытный добросовестный экипаж, то и показатели высокие. Выпускаем до 150 тонн мороженой продукции в сутки, это очень хороший результат. Руководство позволило нам сделать траулер как говорится, «под себя», мы своими руками создали прекрасное судно. Дали пароходу вторую жизнь. Все сделали капитально, вложили в него душу. Мы со старшим помощником и старшим механиком полтора года назад ремонтировали БМРТ «Иртышск» и, уже наученные опытом такого ремонта, БМРТ «Министр Ишков» сделали еще лучше. Результаты превзошли наши ожидания».

Снег с дождем и порывистый ветер могут напугать только непосвященных. Бывалые рыбаки называют это брызгами шампанского.

 

Среднесуточный вылов «Министра Ишкова» составляет 150 тонн, это очень неплохой показатель. Примерно за месяц добыто и переработано более 5000 тонн, экипаж уже освоил свои квоты и выбирает дополнительные. Рыбалка напряженная, каждые три дня штормовая погода, перегруз занимает три-четыре дня вместо обычных суток, но в целом путина идет более чем успешно, неожиданно для всего экипажа.

БМРТ «Министр Ишков» из-за модернизации вышел на промысел минтая 15 января 2017 года, в то время как остальные суда компании работали в Охотоморской экспедиции уже полмесяца. Однако экипаж не пал духом и постарался догнать коллег. Да так постарался, что уже через месяц вошел в пятерку лидеров по всем показателям. Помощник капитана по производству Юрий Гербей уверен, что успех экспедиции зависит от многих факторов — грамотных решений руководства, рыбацкой смекалки и, конечно же, от эффективности работы новой фабрики: «Поскольку мы всё делали сами, советуясь друг с другом и учитывая прежние ошибки, завод получился просто идеальным. Эта фабрика теперь — лучшая на предприятии по всем технологическим процессам, оборудованию, выработке. Производительность очень высокая, при наличии рыбы мы можем переработать 250-270 тонн в сутки. Все сейчас настроены на хорошие заработки, завод себя показал с хорошей стороны, мы надеемся на то, что удача от нас не отвернется».

Судовой завод работает круглосуточно, смены в нем длятся «восемь через восемь». Это напряженный график, но рыбаки считают его правильным. Все хотят как можно больше заработать, а значит, быстро и качественно освоить нужные объемы добычи и производства. Чем выше результат, тем больше заработная плата. Скромная радость рыбака в море — еда и сон. И к этим процессам они относятся не менее серьезно, чем к работе. «Судовое время 19 часов 30 минут, экипаж приглашается на ужин, приятного аппетита!» — звучит из динамиков, и экипаж дружно следует в столовую команды. В иллюминатор видно, как скучное серое небо становится иссиня-черным. А если выйдешь на палубу, то на темном горизонте увидишь далекие, едва заметные огоньки других пароходов. От этой мысли становится уютней. И почему-то невольно думается, что и там кто-то стоит на палубе и смотрит на наши огни. Вот так мы все для других кораблей служим маленьким далеким маячком, напоминающим, что ты не один в этой Вселенной. Так незаметно завершается еще один день охотоморской минтаевой экспедиции. Но эта тишина обманчива. Ведь на заводе приступила к работе новая смена, на капитанском мостике заступил на вахту старший помощник капитана, в машинном отделении проверяет уровень масла третий механик, на палубе матросы ставят новый трал под строгим взором опытного командира. Боцман Анатолий Болот сам начинал трудовой путь палубным матросом, знает работу до тонкостей, поэтому экипаж его уважает. Он немногословен, но трудолюбив и очень выдержан — незаменимое качество бывалого моряка: «Работа в море очень тяжелая, кругом опасность, молодые приходят, ничего не знают, поэтому за них переживаешь, следишь за каждым шагом. Но молодежь смышленая. Дал команду — все разбежались по местам, у всех своя роль, но кто-то успевает быстрее, кто-то медленнее, потому всегда говорю: смотрите по сторонам, видите, что кто-то не успевает, подскочите, помогите. Матросы на палубе — это элита, самые мужественные, выносливые и храбрые люди».

В 7.30 и 19.30 капитаны всех судов, находящихся на промысле, спускаются в радиорубку на капитанский час. Докладывают начальнику экспедиции о ходе рыбалки, выслушивают последние распоряжения. Без лишних слов и эмоций — строго, по делу. Кроме «Министра Ишкова» в районе промысла еще 13 БМРТ «Океанрыбфлота», и, судя по отчетам капитанов, шторм прервал промысел всех судов. Подходит наша очередь. Михаил Васильевич берет трубку: «Министр Ишков». Добрый день, Сергей Владимирович, все присутствующие. В 12 часов отшвартовались с «Бухтой Русской», начали работу. Не могли зайти в северный коридор, не давали зыбь, волна, ветер. Работали по волне. В 17 часов разошлись по непогоде. В данный момент зашли в северный коридор, будем пытаться работать. На данный момент отгружено 194 тонны».

Шторм усиливается. Волны перехлестывают борта, но пока рыбалка продолжается. По громкой связи старший помощник капитана Олег Карх объявляет: «Внимание экипажа, прослушайте объявление. Судно следует в условиях сильного шторма, возможны большие углы крена. Экипажу закрепить судовое и личное имущество по-штормовому. Соблюдать максимальную осторожность на рабочих местах, при перемещении по судну, в дверных проемах и наклонных трапах. Выход на открытые участки палубы категорически запрещен».

Произведенную продукцию сразу же перегружают на транспортные суда и отправляют на берег, откуда она попадает уже на стол потребителям.

 

Море безумствует и всячески препятствует большой рыбалке, но моряки своим упорством, хладнокровием и мужеством ломают его сопротивление. Переждав непогоду, потеряв время на перегрузах, экипажи ухитряются мобилизовать силы и время и с двойной энергией бросаются на трудовой фронт. Да и к штормам рыбаки привычны и смеются над нами, сухопутными: «Да разве это шторм, это так — брызги шампанского». Их снисходительный смех успокаивает, и становится не так страшно. Во время экспедиции много общаемся с экипажем. Каждый рассказывает про свой трудовой путь, свои первые впечатления от Камчатки, делится планами на будущее, но что самое любопытное, все без исключения дома тоскуют по морю, а в море мечтают скорее вернуться домой, и так всю жизнь. Вот такой противоречивый народ — рыбаки. Но и романтики они не лишены, как и стремления к простому человеческому уюту: пароход во время рейса становится для них вторым домом, поэтому каждый старается украсить свою каюту, создать по возможности домашнюю обстановку, ведь в этом помещении предстоит жить и работать не менее четырех месяцев. Охотоморская минтаевая путина продлилась именно столько, и в конце апреля суда компании стали возвращаться к родным берегам. Несколько БМРТ уже в конце марта отправились в Западно-Камчатскую подзону на вылов сельди, и, по предварительным итогам, этот вид промысла тоже идет хорошо. В период с 1 по 13 апреля освоена пятая часть выделенных квот. БМРТ «Министр Ишков» на промысле сельди смог испытать и новую линию по переработке сельди, и надеемся, техника не подвела. Сейчас в «Океанрыбфлоте» полным ходом идет подготовка к западно-беринговоморской экспедиции и лососевой путине. В планах руководства отправить один траулер на освоение почти забытого на Камчатке вида промысла — скумбрию. Научные прогнозы вполне оптимистичны. Путина закончилась — путина начинается.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Промышленность | 17.08.2017