Отдых у морей в Крыму — что Чёрного, что Азовского, в прошлом году изрядно подпортили медузы. На украинских курортах в Херсонской и Запорожской областях нашествие «зонтиков со щупальцами» оказалось куда масштабнее. И сейчас именно оттуда приходят сообщения: медузы снова появились в больших количествах! Стоит ли полуострову теперь ждать очередного нашествия?
А вот и ушастые!
Особенно устрашающе в глазах курортника выглядят крупные медузы-корнероты — с большими куполами и синевато-лиловыми щупальцами. На их фоне почти прозрачная аурелия — её ещё называют «ушастой медузой» — смотрится безобидно. Но только если вода не превращается из-за концентрации этих милых животных в полупрозрачный «бульон».
Каждый год популяция медуз обновляется. Постоянно присутствующие на глубине 5-50 метров личиночные особи аурелии (она предпочитает прохладные воды), начинают делиться, образуя новых существ.
Как рассказал ведущий научный сотрудник отдела физиологии животных и биохимии ФИЦ Института биологии южных морей Борис Аннинский, водные массы в море в районе южного берега Крыма (ЮБК) циркулируют своеобразно. Образуются очаги вращения по часовой стрелке, поэтому гибнущие медузы могут концентрироваться в плотные скопления в прибрежной полосе. «Этот процесс многократно усиливают ветры южных направлений, — пояснил учёный. — Что и приводит к такой «каше» из медуз. Это можно наблюдать, например, у Алупки, Симеиза и в Балаклавской бухте. Полностью остановить или отрегулировать такой характер жизненного цикла аурелии невозможно. Однако он зависим от погоды».
По наблюдениям специалистов, в годы с тёплой весной медуз обычно меньше. Между прочим, в 2019 году их было в 10 раз меньше, чем в 2017-м.
Сцифомедуза, он же корнерот — тепловодный, питающийся планктоном вид. Он встречается преимущественно в прибрежных районах северо-западной части Чёрного моря. Для него важна солёность морской воды — более 12 промилле, а также температура воды: до 26 градусов.
Взрослые медузы обычно достигают максимальных размеров в период с августа по октябрь. После размножения они слабеют и гибнут, нередко образуя скопления в прибрежной полосе моря, а при сильном волнении могут быть выброшены на берег.
По данным Азово-Черноморского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, ветры северо-восточного и восточного направлений прижимают водные массы к западным берегам. И тогда в этом районе образуются мощные скопления корнерота. Южные и юго-восточные ветры формируют подобные скопления в северной и восточной части водоема. Наиболее сильные вспышки численности корнерота в Азовском море ранее наблюдались в 1976 и 1983 годах, когда биомасса медузы была на порядок выше, чем в настоящее время.
Солоно хлебавши
Массовое развитие популяции корнерота в Азовском море вызвано не только достаточной кормовой базой для него, но и устойчивой тенденцией осолонения морской воды. Северо-Крымский канал перекрыт, в море теперь попадает гораздо меньше пресных стоков с полуострова. «Единственное, что могло бы кардинально улучшить ситуацию с экспансией корнерота в Азовском море — снижение солёности морской воды до 11%, что возможно при большем объеме речного стока (в основном Дона и Кубани) в море», — считает Борис Аннинский.
Перекрытие канала действительно привело к заметному повышению солёности воды вдоль побережья Каркинитского залива, отмечает доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и зоологии Таврической академии Крымского федерального университета Сергей Иванов. «Но это справедливо только для узкой полосы у берегов Крыма. Когда-то солёность там была такой низкой, что рыбаки вовсю ловили здесь пресноводную рыбу — например, карпа, — уточнил он. — В Херсонской же области, на украинском берегу залива, как выращивали рис, так и выращивают. И площадь полей там не меньше, чем было в Крыму. И что? Медуз нет? Да сколько угодно!»
А солёность Азовского моря растет уже давно и неуклонно с начала активного использования человеком (на полив, в производстве, в быту) пресной воды рек, впадающих в это море. «И там, действительно, в последние годы мы наблюдаем вспышки численности медуз, — констатирует Сергей Иванов. — Явление это хорошо известно экологам — первый и классический признак снижения экологического равновесия. Вспышка численности любого вида — это результат нарушения снижения контроля его численности со стороны потребителей. Это касается и медуз, которые имеют сложный жизненный цикл, на протяжении которого этим видом питаются многие виды рыб и ракообразных».
Так что, «кисельные берега» этим летом, скорей всего, будут. А где — зависит от ветров.