Сахалинские устрицы, живущие в лагуне Буссе, – до 20 сантиметров в длину и весом до полутора килограммов. Редчайший деликатес.
«Сахалинская устрица является неким удаленным ресурсом, и до последнего времени интерес к ней был слабым. Поэтому никакой угрозы не было совсем. Но относительно недавно, примерно в 2010 году, ситуация изменилась. Осваивать этот ресурс стали и в режиме прибрежного рыболовства, и любители», – рассказал заместитель руководителя СахНИРО Дмитрий Галанин.
Распробовали так, что количество устриц уменьшилось в пять раз. С этого года промышленный лов в лагуне Буссе запретили. Теперь за этими сокровищами охотятся только ученые, и только во благо науки. Исследователи Сахалинского института рыбного хозяйства и океанографии в экспедиции сюда ездят раз в год. Замеряют численность устриц, интересные экземпляры отбирают для исследований.
«Отбор проб ведется с помощью рамки. В данном случае 50 на 50 см. Она укладывается на дно, и в пределах этой рамки собираются живые моллюски», – пояснила специалист лаборатории аквакультуры беспозвоночных и водорослей СахНИРО Анастасия Ким.
Отобранные устрицы свою жизнь продолжат в лаборатории в специальных аквариумах. В каждом резервуаре свои условия. Цель ученых – выявить лучшую среду для роста моллюсков в неволе.
«Мы осуществляем кормление устрицы разными видами кормов. И наблюдаем за ней, как она растет. Какие корма подходят, какие не подходят, как питается, какой прирост», – рассказал ведущий инженер аквариальной СахНИРО Дмитрий Чумаков.
Пища устриц, микроводоросли, также растут в лаборатории, в колбах.
«При искусственном освещении и аэрации. Сначала получаются стерильные штаммы, затем они добавляются в больший объем отфильтрованной и обеззараженной морской воды, куда добавляются питательные вещества и витамины», – добавил Дмитрий Чумаков.
Пока ученые лишь изучают устриц. Но если их численность в лагуне Буссе упадет, смогут заселить водоем моллюсками из лаборатории. Пока же ситуация не критическая.
«Устрица – короткоцикловый вид, в период размножения она вступает на второй-третий год. И это ей позволяет быстро наращивать утраченные позиции по биомассе. Если оставить ее в покое на пару лет, она быстренько сформирует многочисленное пополнение», – отметил Дмитрий Галанин.
А пока покой сахалинских устриц охраняется законом, тишину здешних мест нарушают только моторные лодки ученых.