Экология   №4 /сентябрь-октябрь 2020/

По следам ЧП федерального масштаба

Работа на водных объектах, пострадавших от аварии на Норильской ТЭЦ, не оставила равнодушным ни одного из участников экспедиции

В начале июня 2020 года все информагентства мира облетела тревожная новость: под Норильском произошла крупнейшая в арктической зоне России утечка нефтепродуктов. В результате разгерметизации бака на ТЭЦ-3 в Кайеркане в окружающую почву и водоемы вылилось около 21 тыс. тонн дизельного топлива. Создалась реальная угроза для экосистемы Северного Ледовитого океана. В связи с этим была объявлена чрезвычайная ситуация федерального масштаба.

По поручению руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, данному по итогам совещания с Президентом России Владимиром Путиным, с целью определения масштабов распространения нефтепродуктов Норильской ТЭЦ-3 и их влияния на экосистемы водоемов Красноярского края была организована расширенная экспедиция Росрыболовства для обследования Норило-Пясинской озерно-речной системы.

В задачи экспедиции входило исследование воздействия разлива дизельного топлива на ТЭЦ-3 в г. Норильск на экосистемы пострадавших водных объектов Красноярского края и оценка размера ущерба от этой аварии на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Экспедиция стартовала из Норильска 11 июля и завершилась 29 июля.

Специальная группа Росрыболовства, в которую вошли ученые Красноярского и Тюменского ВНИРО, сотрудники Енисейского территориального управления Росрыболовства и ФГБУ «Главрыбвод» выехали на место происшествия и обследовали водоемы, непосредственно пострадавшие от аварии. В ходе этих работ в первой половине июня были исследованы — ручей Безымянный, протекающий мимо аварийного резервуара и впадающий в реку Далдыкан, и река Амбарная, в которую Далдыкан несет свои воды. Анализ собранных в этот период проб воды, донных отложений, рыбы, планктона и бентоса позволил дать предварительную оценку ущерба водным биоресурсам водоемам, непосредственно прилегающим к месту аварии.

Для справки: протяженность ручья Безымянного от места аварии до впадения в реку Далдыкан — около 4,5 км. Протяженность реки Далдыкан от места впадения в нее ручья Безымянного до впадения в реку Амбарная — 8 км. Протяженность реки Амбарная от места впадения в нее реки Далдыкан до впадения в озеро Пясина — 17 км. Озеро Пясино имеет длину около 76 км и вытянуто с юга на север. Из озера Пясино вытекает единственная река — Пясина — которая течет по СреднеСибирской низменности и впадает в Пясинский залив Карского моря. Протяженность реки Пясина от истока до устья составляет 818 км.

Было установлено, что значительная часть топлива, попавшего с ТЭЦ-3 в прилегающие реки, задержана плавучими бонами, выставленными вскоре после аварии на реках Далдыкан и Амбарная. Однако имелись опасения, что часть топлива ушла под заградительными бонами на реке Амбарная и проникла в озеро Пясино и вытекающую из нее одноименную реку.

Экспедиция проводилась двумя группами. Задача первой группы была собрать данные о содержании нефтепродуктов и тяжелых металлов в воде, донных отложениях и водных биологических ресурсах в водных объектах в районе аварии: в ручье Безымянном, реках Далдыкан и Амбарная и в озере Пясино. В качестве контрольных объектов, не подвергшихся воздействию аварии, для исследований выбраны озеро Мелкое и река Норильская.

Вторая группа должна была определить границы распространения нефтепродуктов по течению реки Пясина, для чего провести отбор проб на содержание нефтепродуктов в воде, донных отложениях и в водных биологических ресурсах вниз по течению реки вплоть до впадения ее в Карское море.

В качестве контрольных водных объектов обследовались крупные притоки реки Пясина. Группа базировалась на барже, буксируемой судном. Для отбора проб в реке и в ее притоках использовались моторные лодки. Собранные пробы оперативно доставлялись из экспедиции в Норильск вертолетом.

В ходе экспедиции было выполнено 36 комплексных станций, в рамках которых осуществлялись контрольные учетные ловы рыбы, отбор проб зоопланктона и бентоса, воды и донных отложений.

Сразу после завершения исследований мы побеседовали с ее научным руководителем — заместителем директора по научной работе ВНИРО Вячеславом Бизиковым.

— Насколько уникальной с точки зрения науки и исследований была миссия таймырской экспедиции? Были ли случаи такого глубокого изучения Пясины и прохождения с научно-исследовательскими целями в последние годы?

— Как говорится, не было б счастья, так несчастье помогло. Экспедиция по оценке ущерба водным биоресурсам от разлива топлива на норильской ТЭЦ-3 — это первое масштабное рыбохозяйственное исследование Норило-Пясинской озерно-речной системы за последние 33 года. Системное изучение водных биоресурсов озер и рек Пясинского бассейна началось в середине 1930-х годов, в период интенсивного развития рыболовства на Таймыре. В 1960-е и 1970-е годы рыбохозяйственные исследования Пясинского бассейна носили систематический характер, но последняя комплексная экспедиция по всему течению реки Пясина и ее притоков была выполнена в 1987 году.

— Ставились ли перед экспедицией, помимо задачи сбора проб, какие-то научные или прикладные исследовательские задачи?

— Помимо задач по непосредственной оценке ущерба от аварии на ТЭЦ-3 перед экспедицией стояла задача проведения полного комплекса ихтиологических и гидробиологических исследований в водных объектах Норило-Пясинской озерно-речной системы, как непосредственно пострадавших от аварии, так и не затронутых ею. Были проведены исследования распределения, размерно-полового и возрастного состава рыб, собраны материалы по фауне бентоса и планктона, отобраны пробы для последующего определения первичной продукции. В совокупности эти данные позволят дать оценку современного состояния водных экосистем Пясинского бассейна в условиях антропогенного воздействия и меняющегося климата. В этом отношении результаты только что закончившейся экспедиции имеют не только прикладное, но и фундаментальное научное значение.

— Было ли зафиксировано учеными, принявшими участие в экспедиции, еще что-то важное с научной точки зрения (помимо наблюдений, касающихся последствий катастрофы)?

— Данные, полученные в ходе экспедиции, имеют важное научное значение для оценки современного состояния и динамики водных экосистем Норило-Пясинской озерно-речной системы. К неожиданным находкам, найденным в ходе экспедиции, можно отнести морские отложения четвертичного периода, обнаруженные нами на правом берегу р. Агапа (приток Пясина) с богатой фауной арктических беспозвоночных: двустворчатых моллюсков (Cardium Hiatella), брюхоногих моллюсков (Buccinum, Neptunea) и усоногих рачков-балянусов. Удивительно было увидеть россыпи раковин этих типично морских обитателей Арктики на берегу реки, находящейся почти в 300 км от побережья современного Карского моря.

— Что можно сказать о методиках и приборах, которые использовались в ходе экспедиции? Насколько они уникальны или являются распространенными?

— Для исследований содержания нефтепродуктов и тяжелых металлов в воде и донных отложениях были использованы общепринятые аттестованные методики, применяющиеся в нашей стране и за рубежом. Все работы по отбору проб проводились в рамках ФЗ 102 по стандартным аттестованным нормативным документам. Для определения содержания нефтепродуктов в рыбе были применены оригинальные методики, разработанные и аттестованные в Азово-Черноморском филиале ВНИРО.

В настоящее время сотни проб и образцов, собранные во время экспедиции, обрабатываются в лабораториях ВНИРО и его филиалах: в Москве, Тюмени, Ростове-на-Дону и в Волгограде. Для их анализа используются разнообразные приборы и оборудование: ИК-спектрофотометры, атомно-абсорбционные спектрофотометры, анализаторы тяжелых металлов, спектрофлуориметры и др. Все эти приборы являются стандартными для проведения исследований подобного рода, они внесены в Российский реестр средств измерений, имеют действующие свидетельства о поверке.

— Что вы бы могли сказать о личных впечатлениях участников экспедиции? Насколько эмоционально они переживали последствия экологической катастрофы и увиденное в ходе экспедиции?

— Работа на водных объектах, пострадавших от аварии на Норильской ТЭЦ, не оставила равнодушным ни одного из участников Таймырской экспедиции. Все мы буквально через сердце пропускали увиденное, горячо обсуждали между собой, размышляли о последствиях антропогенного воздействия на сибирские реки и озера. Сильнейшее впечатление оставляет посещение реки Амбарная в тех местах, где она пропустила через себя потоки солярки. Гнилостный запах разлагающейся растительности, черный ил с запахом сероводорода и нефти, покрывающий дно реки, отсутствие рыбы и беспозвоночных. Мертвая река. Но еще более сильное впечатление мы получили, поднявшись в верховья реки Амбарной, значительно выше места аварии, за чертой Норильска. Там эта же река течет чистым, кристально прозрачным потоком, ее воду можно пить, а берега обрамлены густой зеленой травой. Такой река Амбарная была и в черте Норильска: чистой, богатой рыбой, нерестившейся в ее верховьях. Такой она должна снова стать на благо природы и жителей Норильского края. И в этом — главная задача состоявшейся Таймырской экспедиции.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Экология | 29.09.2020 №4 /сентябрь-октябрь 2020/