Потребители 28.01.2021

Более 7,5 тысячи тонн трески и пикши не выловили мурманские рыбаки из-за чехарды в законах

Проблема возникла в августе прошлого года, когда Погрануправление ФСБ России по западному округу официальным письмом запретило проводить первичную переработку рыба на борту судна, ведущего прибрежный промысел. Точнее говоря, прибрежникам было запрещено шкерить рыбу, отрубать ей  голову и выбрасывать  внутренности за борт. Требования пограничников опирались на статью в федеральном законе о рыболовстве, на которую раньше внимания не обращали.

В то же время рыбаки не могли выполнить это требование, так как проводить обязательную первичную обработку рыбы на промысле в срок не позднее трех часов с момента вылова   от них требовали другие важные нормативные документы, как то Санитарные нормы и правила  и ГОСТ.

В результате прибрежные рыбопромышленники оказались между двух огней. В ноябре пограничники стали выписывать компаниям-нарушителям многомиллионные штрафы. Всего было оформлено 17 актов на предприятия, которые продолжали привозить в порт продукцию без голов и внутренностей.  К концу года прибрежный  промысел практически остановился, а с прилавков магазинов исчезла охлажденная рыбопродукция.

— Да, причиной этой ситуации является несовершенство формулировок в законе о рыболовстве в части касающейся прибрежного рыболовства.  Но в результате запрета  на первичную обработку рыбы на промысле, предприятиям нанесен ущерб, который исчисляется уже несколькими сотнями миллионов рублей. Это и недополученная выручка от реализации продукции, это отразилось на том, что экипажи судов, трудовые коллективы на берегу получают заработную плату по минимуму , а не как в прошлые годы. Никто не понимает, за что нам это наказание, — сказал председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Севера Валентин Балашов.

В результате мурманские рыбаки не выловили 7575 тонн из полагавшихся им квот.  Из них более 5 тысяч тонн трески и 2200 тонн пикши. Если в прежние годы мы выбирали 96-98% квоты, то сейчас всего 87% трески и 80 % пикши. То есть мы в воде оставили выручку более чем на 800 миллионов рублей, — рассказал председатель правления Союза рыбопромышленников  Севера  Владимир Григорьев.

По словам Валентина Балашова, сложившаяся  ситуация отразилась и на рыбоперерабатывающих предприятиях области. Огни были вынуждены либо перейти на обработку замороженных трески и пикши либо закрыться.

— Мы неделю назад провели достаточно подробное исследование наличия трески и пикши в Мурманске.  Из 18 торговых точек, как крупных супермаркетов, так и мелких магазинчиков, свежей охлажденной рыбы в Мурманской области нет уже как минимум месяц.  Даже во время Великой Отечественной войны треска в свежем виде продавалась в Мурманске. То что сегодня происходит  — это чрезвычайная ситуация, — добавил Валентин Балашов.

В декабре был разработан и передан в Государственную Думу новый законопроект, позволяющий проводить первичную обработку рыбы на промысле. 20 января эта редакция была одобрена и передана на рассмотрение. Ожидается, что 2 февраля этот вопрос обсудит правительственная комиссия по развитию рыбохозяйственного комплекса, а 9 февраля депутаты Госдумы рассмотрят поправки в первом чтении. Однако пока рыбаки Северного бассейна продолжают ежедневно нести убытки, не имея возможно выйти в море.

Сергей ЮДКОВ


Поделиться в социальных сетях: