В 2020 году рыбная отрасль доказала свою устойчивость и способность к быстрой адаптации. Прошедший год завершился с прибавкой по основным показателям, и, что важно, с видимыми результатами в области модернизации производственных мощностей. О том, какие проблемы обострил 2020 год и какая работа предстоит в 2021-м, рассказал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Илья Васильевич, как сложился 2020 год для рыбохозяйственной отрасли? С какими результатами мы встречаем новый 2021-й?
В целом по общему вылову мы завершили год с плюсом. Несмотря на ограничения, прибавка на промысле составила 1,2% — объем добычи составил почти 5 млн тонн. Увеличилось производство рыбной продукции, пусть и ненамного. По оперативным данным Росстата, объем вырос на 0,4% и достиг 4,26 млн тонн. Хочу отметить рост выпуска продукции глубокой переработки: производство филе — на 6,6%, до 174 тыс. тонн; мяса рыб, в том числе фарша, — на 0,8 % до 27 тыс. тонн. На этом фоне увеличились и экспортные поставки филе и фарша — на 5,8% до 112,2 тыс. тонн, а также готовой или консервированной рыбной продукции — на 63% до 34,9 тыс. тонн. Эта тенденция радует. В целом, по уточненным данным Росстата, экспорт российской рыбной продукции за 2020 год составил 2 млн 237 тыс. тонн, что на 5,6% больше уровня 2019 года. Объем рыбного импорта, наоборот, сократился на 6,4% — до 600 тыс. тонн.
Общая сумма налоговых отчислений от предприятий отрасли выросла с 0,3% до 37 млрд 566,4 млн рублей.
Важным показателем финансового благополучия отрасли является рост оборота организаций рыболовства и рыбоводства. В 2020 году он увеличился на 5,8% по сравнению с 2019 годом и составил 390,6 млрд рублей. При этом сальдированный финансовый результат организаций рыбной отрасли, по предварительным данным Росстата, составил 112,2 млрд рублей, что на 16,4% ниже уровня 2019 года. Прибыль предприятий сократилась на 14,4% — до 116,5 млрд рублей.
Среднемесячная заработная плата на одного работника также выросла на 5,8% к 2019 году и достигла почти 94 тыс. рублей (88 604 руб. — уточненные данные за 2019 год).
Если говорить о начале года и ситуации на промысле, то ограничения на импорт замороженной пищевой продукции, введенные нашим крупнейшим импортером — Китаем в связи с пандемией, а также сложная метеорологическая обстановка в Дальневосточном бассейне в январе-феврале привели к снижению вылова по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но позитивная динамика есть, и мы рассчитываем, что показатели 2021 года будут не хуже прошлого.
В прошлом году рыбакам пришлось корректировать свои планы и нести дополнительные расходы из-за пандемии коронавируса. Однако рыбная отрасль справилась, даже вышла на новые горизонты. Как Вы в целом оцениваете итоги минувшего года и что можно сказать о перспективах нынешнего?
Очевидно, что пандемия внесла коррективы в работу отрасли, как в экономику и жизнь всего мира. Но, считаю, это даже должно пойти на пользу: любое испытание — ценный опыт. Ситуация обострила важные вопросы, которые мы и ранее обсуждали с рыбацким сообществом. В первую очередь — необходимость диверсификации экспортных поставок, развитие внутренней переработки и внутреннего потребления. И вот ситуация на промысле минтая и сложности с его экспортом в Китай показала, что эти проблемы не надуманы государственным регулятором, а реальны. Рыбакам в охотоморскую путину — в один из основных промысловых — пришлось снизить добычу минтая и переориентироваться на сельдь. По этому виду вылов превышает прошлогодние показатели на десятки процентов. Минтай — наш главный экспортный объект — в опте подешевел почти вдвое.
Конечно, мы надеемся, что недоосвоение объемов минтая в зимне-весенний сезон путины, может быть компенсировано в ходе осенне-зимнего периода 2021 года. Сейчас ведомствами прорабатываются меры поддержки, которые помогут стимулировать поставки уловов на внутренний рынок, речь идет о субсидировании железнодорожных перевозок, дозагрузке новых мощностей по переработке, построенных в результате программы инвестквот.
Могу сказать, один из новых заводов в Приморье отчитался об увеличении выпуска филе минтая, перешел на работу в две смены. В целом, если брать начало года, то производство филе мороженого выросло на 5 % до 21 тыс. тонн, мяса рыб, в том числе фарша, — на 7% до 3 тыс. тонн. Думаю, тенденция продолжится. На Дальнем Востоке к концу 2020 года введено в строй 9 новых рыбоперерабатывающих заводов, их суммарная мощность — до 340 тыс. тонн сырья в год. Плюс 10 заводов на Северном бассейне с общей мощностью 98,5 тыс. тонн.
В 2021 году ожидаем ввод в эксплуатацию еще трех заводов с мощностью по переработке 16,5 тыс. тонн (6,5 тыс. — на Дальнем Востоке и 10 тыс. — на Севере России).
Всего, мощности реализованных в рамках инвестквот проектов по вылову и переработке составят 1 млн 832,5 тыс. тонн, из которых на суда придется 1,3 млн тонн, на заводы — 531 тыс. тонн.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии интервью, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/