В Новом Уренгое воспитанники подготовительной группы Детского сада «Метелица» Бобровский Тимофей и Хусаенов Артем вместе с воспитателем Юрием Мурылевым создали проект роботизированной аквафермы для искусственного воспроизводства муксуна, сообщает интернет-издание для рыболовов «Рыбком. Рыболовный компас».
Творческий проект «Акваферма» стал абсолютным победителем на муниципальном этапе соревнований по робототехнике «ИКаРёнок». Далее ему предстоит участие в региональном этапе конкурса.
В процессе диалога руководитель проекта Юрий Мурылев рассказал Редакции «РЫБКОМ» о важности подобных проектов для воспитанников детского сада «Метелица».
«На занятиях по изучению окружающего мира воспитанники подготовительной группы изучали рыб, обитающих в водоемах Ямала. Большой интерес вызвали исчезающие виды рыб, занесенные в Красную Книгу, в частности рыба муксун.
Вместе с детьми мы выяснили, что снижение численности характерно только для ценной промысловой рыбы — муксуна. Это происходит по вине человека. В период прокладки труб в губах нарушается кормовая база рыб. Также из различных источников (энциклопедий, презентаций) мы узнали, что только природоохранными мерами популяцию ценных видов рыб уже, по мнению исследователей, не восстановить. Параллельно необходимо продолжать развивать их искусственное воспроизводство — прежде всего на базе существующих рыбозаводов создавать крупные маточные стада тех видов рыб, которые сами будут долго восстанавливаться. При этом важно выпускать больше особей не личинками, а подрощенными сеголетками — их выживаемость гораздо выше. Много полезной информации дети узнали о восстановлении популяции рыбы, познакомились с профессией ихтиолога и рыбовода. Воспитанники подготовительной группы заинтересовались этой проблемой и решили под руководством воспитателей разработать собственную модель завода по выращиванию рыбы муксун. Таким образом, дети хотят способствовать решению проблемы исчезновения этого вида рыб», — рассказал Юрий.
Проект был создан в рамках участия во всероссийских соревнованиях по робототехнике соревновательной линейки «Инженерные кадры России» направления «ИКаРёнок», предназначенных для детей дошкольного возраста. Данные соревнования направлены на приобщение к техническому творчеству, развитию творческих способностей, креативности, воображения, любознательности, нестандартных подходов к решению поставленных задач. Развивают систему взаимодействия между организациями, которые используют конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе, формируют сообщества педагогов и детей, занимающихся инновационной деятельностью.
Создавая модель аквафермы, дети при поддержке воспитателей, определили, какие этапы разведения и выращивания рыбы необходимо автоматизировать и роботизировать с учетом климатических условий районов Крайнего Севера. Для решения поставленных задач потребовалось не только проявить смекалку, но и найти нестандартные решения с применением ТРИЗ (метод «мозгового штурма»), совмещая различные виды конструкторов для создания новой, улучшенной модели завода рыбного хозяйства.
Отдельно стоит отметить, что на создание проекта ребятам потребовался всего месяц.
Почему именно муксун?
Запрет на вылов муксуна, находящегося на грани исчезновения, был введен на Ямале в 2014 году и действует до сих пор. Муксун, он же щокур, считается на Ямале «живым серебром» и последние годы вопросы его искусственного воспроизводства стоят особенно остро. До 2021 года в Арктике существовал единственный завод по искусственному воспроизводству муксуна — Собский рыбоводный завод. В сентябре 2021 года в поселке Тазовский начал работу Тазовский рыбоводный завод. Ежегодно предприятие будет выращивать и выпускать в реку Таз порядка 1,8 млн мальков муксуна и чира.
В решении этой глобальной проблемы решили помочь и воспитанники детского сада «Метелица».
Чему научились дети в рамках проекта?
- В процессе исследовательской работы дети узнали, чем отличается муксун от других видов рыб, рассмотрели стадии развития муксуна от икринки до малька и закрепили знания рисунками.
- Познакомились с природными местами обитания, образом жизни и поведением рыб семейства сиговых.
- Узнали, что в естественной среде обитания врагов у муксуна немного (крупные морские хищники). Главный враг муксуна — человек. Бесконтрольный отлов и браконьерство привело к значительному сокращению численности рыбки.
- Получили первичные представления о работе рыбного хозяйства и познакомились с работой действующих заводов по разведению рыб, благодаря Виртуальной экскурсии по Волгореченскому рыбному хозяйству.
- Изучили оборудование для выращивания рыбы на всех стадиях развития от икринок до мальков.
Не смотря на то, что на сегодняшний день на Ямале работает уже два завода по искусственному воспроизводству муксуна, получить информацию об особенностях их работы простому обывателю бывает достаточно тяжело, поэтому представления о работе УЗВ дети получали с сайта Волгореченского рыбного хозяйства, которое занимается воспроизводством осетровых видов рыб.
С какими еще трудностями пришлось столкнуться ребятам в рамках проекта?
«За период работы над проектом возникали различные ситуации. Были и разобщенность в работе и курьезные моменты. Самой большой сложностью в работе было то, что каждый из участников проекта хотел помочь по-своему, не принимая во внимание предложения другого. Приходилось не раз объяснять, что уже имеются реализованные проекты, нам лишь нужно разработать наш вариант постройки. К концу проекта разногласий почти не возникало. После каждого занятия, играя, дети достраивали детали производства, как будто этот завод сверхтехнологичен и находится под серьезной охраной. Были лазеры, камеры, экраны, элементы бытовой техники, наверное, тоже для рыб. На данный момент ребята хорошо ладят, придумывая квесты для рыб, находящихся в бассейнах», — рассказывает руководитель проекта.
Как создавался макет роботизированного рыбозавода?
В процессе реализации проекта детьми использовались известные формы и методы работы: сбор информации, опрос, эксперимент. Они самостоятельно искали необходимую информацию, изучили видео материалы о рыбоводстве в стране, знакомились с энциклопедическими материалами.
«Для того чтобы понять, как будет выглядеть будущий макет, ребята нарисовали его план, моделировали здание завода используя различные игровые модули, «бабашки», напольные конструкторы «Томик», и другие материалы для конструирования. При обсуждении задания было выдвинуто много идей по созданию модели аквафермы. В результате решено, что для создания модели завода для разведения рыбы муксун для зарыбления естественных водоемов с целью восстановления популяции нам потребуется:
— подготовить необходимые материалы и инструменты (разные наборы конструкторов LEGO WE DO 2.0., LEGO Duplo, MRT 2, бросовый материал (пластиковые контейнера, матерчатая сеть, трубочки для коктейля, система для капельниц);
— изготовить необходимые дополнительные детали и узлы для модели завода;
— собрать модель аквафермы;
— провести испытания», — рассказывает о ходе проекта его руководитель Юрий Мурылев.
Что инновационного в проекте «Акваферма»?
Авторы проекта подошли к автоматизации производства более чем профессионально, они не только улучшили технологические процессы вызревания икринок, но и позаботились об энергетической эффективности предприятия. Так, в рамках проекта, на Акваферме планируется внедрение усовершенствованного инкубатора для икры, автоматической роботизированной кормушки, ветроэнергетической установки, а также гидроэлектростанции для обеспечения производства электроэнергией.
Усовершенствованный инкубатор для икринок выглядит как рама, внутри которой находятся колбы с икрой. Модель имеет двигатель, который запрограммирован на периодическую смену направления вращения и имеет малую скорость вращения, что позволяет осуществлять циркуляцию воды в колбах с икрой очень мягко и равномерно.
Автоматическая кормушка призвана свести к минимуму человеческий фактор в процессе кормления мальков. Устройство, раздающее еду, точно по граммам, равномерно распределяет корм по поверхности бассейна в соответствии с графиком. Робот, отвечающий за корм, оснащен 4 колесами, приводящимися в движение мотором за счет ременной передачи. Сам же механизм по раздаче имеет отдельный мотор, который по спирали проталкивает корм в отверстие, также он запрограммирован ехать на определенное расстояние с определенной скоростью.
Какие перспективы у проекта?
«Благодаря данному проекту, каждый воспитанник детского сада знает, что муксун рыба, занесенная в красную книгу. В перспективе хотелось бы еще больше осветить данную тему и сделать так, чтобы проблема исчезновения видов была близка каждому, и все вносили посильный вклад в ее решение, были более сознательными. Мы выйдем на российский уровень, и уже там расскажем об имеющейся проблеме. Во ВНИРО мы звонили, нам сказали, чтобы мы оставили обращение, а также служба новостей нам ответила, что если наш запрос одобрят в отделе науки, то сделают публикацию о нашем проекте», — рассказывает Юрий о перспективах проекта «Акваферма».
Кто трудился над проектом?
Над проектом трудились воспитатели из групп участников проекта. Преподаватель ИЗО помогал в оформлении, музыкальный руководить производил съемку, методист координировал работу между участниками, воспитанники 11, 10, 8 и 5 групп рисовали схемы и делали макет реки.
Главным участникам проекта, Тимофею и Артему, скоро исполнится по 7 лет. Они последний год в детском саду, но робототехникой занимаются уже второй год. Проект «Акваферма» — это их первый проект.
Не только ученые, но и наши коллеги!
Напоследок Юрий рассказал нам, что «Метелица» — единственный детский сад в Новом Уренгое, имеющий свою службу новостей, которая сотрудничает с новостной службой города. Ребятам, участвующим в данном проекте недавно были вручены удостоверения СМИ.
Помимо этого в детском саду реализуется проект Baby skills, который позволяет ребятам узнать больше об уже знакомых им профессиях.
Читайте также: В помощь дикому муксуну. Собские рыбоводы пополнят реки «армией» сиговых